Обещанного долго ждут и редко получают
01.07.2008 18:30 Рубрика: Экономика
Эпистолярный жанр как переписка между обычными людьми исчезает - это давно известно. Я же хочу поговорить о специфических письмах: обращениях, предложениях, жалобах и т.д., адресованных нашей власти, как законодательной, так и исполнительной. Несмотря на смену поколений и даже государственного строя, закон в отношении них в России много лет остаётся прежним: «Куда ни посылай письмо, оно вернётся к твоему начальнику». За последние три года я обращался по поводу введения новой системы оплаты труда работников образования (и об учёте специфики вечернего образования, т.к. работаю директором вечерней школы) в различные инстанции и к различным людям. К депутату Госдумы А.Исаеву, к руководителю Федерального агентства по образованию Н.Булаеву, к председателю законодательного собрания Владимирской области А.Боброву, к тогдашнему заместителю губернатора области Е.Завьялову.
Если господин А.Исаев вообще не удостоил меня ответом, то остальные переслали мои письма директору департамента образования М. Корешкову.
Однако в отношении заработной платы учителей к департаменту образования никаких особых претензий быть не может, поскольку он не распоряжается бюджетом области. Более того, заместитель директора департамента образования О.Беляева осенью 2007 года, после акции протеста педагогических работников, с экранов телевизоров обнадежила, что новая СОТ (система оплаты труда) педагогов предусматривает почти двукратное повышение заработной платы с 1 сентября 2008 года. В декабре прошлого года в школах появился проект новой СОТ, разработанный областным департаментом образования. С ним можно было ознакомиться, обсудить, внести предложения и замечания. Я ещё тогда подумал: «Неужели свершилось? Власть не только начала выполнять свои обещания, но и делать это цивилизованно, а не подачки бросать». Действительно, сетка должностных окладов (ставок зарплаты) педработников предусматривала повышение почти в два раза. Например, должностной оклад педагога первой категории должен был повыситься до 7500-8125 рублей. Однако к концу зимы проект СОТ пропал из поля зрения общественности: его стали усовершенствовать и дорабатывать в тиши кабинетов областной администрации. И вот в конце мая этого года, опять-таки с экранов телевизоров (в газетах не видел, может быть, тоже печатали) заместитель губернатора области по социальной политике С.А.Мартынов сообщил изумленным педагогам, что по их (администрации области) расчётам, повышение получится только на 40-50%.
А поскольку время для разговоров о новой СОТ выбрано очень «удачно» (учителя заняты окончанием учебного года, экзаменами, потом отпуск), вот и решил я обратиться с письмом не в конвертике, а через СМИ. Хотя, честно говоря, я слабо верю в то, что «Молва» или любая другая владимирская газета напечатает мое обращение. (Я уже посылал аналогичное письмо во «Владимирские ведомости», но получил «от ворот поворот»).
В СМИ бодро повествуют об успехах, а разговоры о проблемах опять переместились «на кухню» - это плохо для всех. Педагогические работники, непосредственно работающие с детьми (не управленцы от образования) нищенствуют (определение, данное комиссией по правам человека при губернаторе); гробя здоровье, вынуждены брать по две ставки и ещё искать подработку.
Поэтому я хочу обратиться к заместителю губернатора Владимирской области по социальным вопросам С.А.Мартынову с Открытым письмом.
«Уважаемый Сергей Алексеевич! Введение новой отраслевой системы оплаты труда для педагогических работников было запланировано ещё в 2001 году в документах модернизации образования области, принятых на период до 2010 года, это подтверждено областным законом «Об образовании», в целевой областной программе «Образование» и других документах областного уровня. Ведь не «с потолка» же департамент образования администрации области подготовил первый проект новой СОТ, в котором зарплата учителей удваивается. Скажите конкретно, что случилось? Почему и кто уменьшил предполагаемое первоначальное повышение зарплаты педагогических работников до 40%? Только не надо говорить о тяжёлом финансовом положении. Даже не вспоминая про цены на нефть, золотовалютные резервы и т.д., можно посчитать, сколько в области дополнительно поступает в бюджет (хотя бы от дополнительных сборов от повысившихся цен и тарифов).
Восстановите справедливость! Вы же понимаете, что к концу года это будет уже не повышение, а в лучшем случае компенсация роста цен, тарифов и т.д. Найдите сотрудников, которые уменьшили предполагаемое повышение платы педагогическим работникам. Сообщите о наведении порядка и справедливости в средствах массовой информации, чтобы ушедшие в отпуск учителя, воспитатели детских садов, другие работники образования смогли за лето накопить положительный потенциал, с которым начнут работу в новом учебном году.
Р.S. Понимая, что никакими пафосными словами проблему не решить, вношу конкретные предложения.
Первое. Отделить заработную плату аппарата управления образования от заработной платы педагогических работников, работающих в учреждениях образования. Пусть все управленцы будут госслужащими и (или) будут получать деньги за свою работу не из бюджета образования, а из бюджета соответствующего главы города, района и т.д. (Я здесь пишу по-дилетантски, чтобы было понятней. Например, месячная зарплата любого начальника (заведующего) управлением (отделом) образования в любом городе или районе сравнима с месячной зарплатой всех (!) вместе взятых учителей (включая директора и всю техслужбу) обыкновенной школы с количеством учеников 200-300 человек. А у начальника ещё есть замы, отделы и подразделения и т.д. Даже отдельные структуры. Скажем, в областном «Центре экспертизы и проверки результатов ЕГЭ» – 60 человек, с отдельным зданием, с отдельным бюджетом).
Второе. Сократить во Владимирской области норматив наполняемости класса до 20 человек в городской школе, до 14 человек в сельской. Это можно сделать в регионе, приняв соответствующие документы, никакие федеральные законы этого не запрещают. Сама же цифра наполняемости класса в 25 человек существует только в разделе «Требования к зданию» санитарных правил и нормативов (СанПиН 2.4.1178-02). Но не по СанПиНам надо рассчитывать зарплату учителей.
Третье. Надо не распределять ресурсы, а управлять ими. Модельная (формульная) методика новой отраслевой системы оплаты труда педагогических работников существует давным-давно (Посмотрите, например, «1С:Бухгалтерия» или журнал «Директор школы», № 8, 2007 г.). Она не идеальна, но с ней можно работать, и это хоть какой-то шаг вперёд от централизованного распределения.
Повысить заработную плату педагогическим работникам (но не чиновникам от образования!) в два раза с 1 сентября 2008 года можно. У нас, во Владимирской области, для этого не хватает только политической воли.
Куликов Юрий Викторович,
директор открытой (сменной) общеобразовательной школы № 8 г. Владимира.
Если господин А.Исаев вообще не удостоил меня ответом, то остальные переслали мои письма директору департамента образования М. Корешкову.
Однако в отношении заработной платы учителей к департаменту образования никаких особых претензий быть не может, поскольку он не распоряжается бюджетом области. Более того, заместитель директора департамента образования О.Беляева осенью 2007 года, после акции протеста педагогических работников, с экранов телевизоров обнадежила, что новая СОТ (система оплаты труда) педагогов предусматривает почти двукратное повышение заработной платы с 1 сентября 2008 года. В декабре прошлого года в школах появился проект новой СОТ, разработанный областным департаментом образования. С ним можно было ознакомиться, обсудить, внести предложения и замечания. Я ещё тогда подумал: «Неужели свершилось? Власть не только начала выполнять свои обещания, но и делать это цивилизованно, а не подачки бросать». Действительно, сетка должностных окладов (ставок зарплаты) педработников предусматривала повышение почти в два раза. Например, должностной оклад педагога первой категории должен был повыситься до 7500-8125 рублей. Однако к концу зимы проект СОТ пропал из поля зрения общественности: его стали усовершенствовать и дорабатывать в тиши кабинетов областной администрации. И вот в конце мая этого года, опять-таки с экранов телевизоров (в газетах не видел, может быть, тоже печатали) заместитель губернатора области по социальной политике С.А.Мартынов сообщил изумленным педагогам, что по их (администрации области) расчётам, повышение получится только на 40-50%.
А поскольку время для разговоров о новой СОТ выбрано очень «удачно» (учителя заняты окончанием учебного года, экзаменами, потом отпуск), вот и решил я обратиться с письмом не в конвертике, а через СМИ. Хотя, честно говоря, я слабо верю в то, что «Молва» или любая другая владимирская газета напечатает мое обращение. (Я уже посылал аналогичное письмо во «Владимирские ведомости», но получил «от ворот поворот»).
В СМИ бодро повествуют об успехах, а разговоры о проблемах опять переместились «на кухню» - это плохо для всех. Педагогические работники, непосредственно работающие с детьми (не управленцы от образования) нищенствуют (определение, данное комиссией по правам человека при губернаторе); гробя здоровье, вынуждены брать по две ставки и ещё искать подработку.
Поэтому я хочу обратиться к заместителю губернатора Владимирской области по социальным вопросам С.А.Мартынову с Открытым письмом.
«Уважаемый Сергей Алексеевич! Введение новой отраслевой системы оплаты труда для педагогических работников было запланировано ещё в 2001 году в документах модернизации образования области, принятых на период до 2010 года, это подтверждено областным законом «Об образовании», в целевой областной программе «Образование» и других документах областного уровня. Ведь не «с потолка» же департамент образования администрации области подготовил первый проект новой СОТ, в котором зарплата учителей удваивается. Скажите конкретно, что случилось? Почему и кто уменьшил предполагаемое первоначальное повышение зарплаты педагогических работников до 40%? Только не надо говорить о тяжёлом финансовом положении. Даже не вспоминая про цены на нефть, золотовалютные резервы и т.д., можно посчитать, сколько в области дополнительно поступает в бюджет (хотя бы от дополнительных сборов от повысившихся цен и тарифов).
Восстановите справедливость! Вы же понимаете, что к концу года это будет уже не повышение, а в лучшем случае компенсация роста цен, тарифов и т.д. Найдите сотрудников, которые уменьшили предполагаемое повышение платы педагогическим работникам. Сообщите о наведении порядка и справедливости в средствах массовой информации, чтобы ушедшие в отпуск учителя, воспитатели детских садов, другие работники образования смогли за лето накопить положительный потенциал, с которым начнут работу в новом учебном году.
Р.S. Понимая, что никакими пафосными словами проблему не решить, вношу конкретные предложения.
Первое. Отделить заработную плату аппарата управления образования от заработной платы педагогических работников, работающих в учреждениях образования. Пусть все управленцы будут госслужащими и (или) будут получать деньги за свою работу не из бюджета образования, а из бюджета соответствующего главы города, района и т.д. (Я здесь пишу по-дилетантски, чтобы было понятней. Например, месячная зарплата любого начальника (заведующего) управлением (отделом) образования в любом городе или районе сравнима с месячной зарплатой всех (!) вместе взятых учителей (включая директора и всю техслужбу) обыкновенной школы с количеством учеников 200-300 человек. А у начальника ещё есть замы, отделы и подразделения и т.д. Даже отдельные структуры. Скажем, в областном «Центре экспертизы и проверки результатов ЕГЭ» – 60 человек, с отдельным зданием, с отдельным бюджетом).
Второе. Сократить во Владимирской области норматив наполняемости класса до 20 человек в городской школе, до 14 человек в сельской. Это можно сделать в регионе, приняв соответствующие документы, никакие федеральные законы этого не запрещают. Сама же цифра наполняемости класса в 25 человек существует только в разделе «Требования к зданию» санитарных правил и нормативов (СанПиН 2.4.1178-02). Но не по СанПиНам надо рассчитывать зарплату учителей.
Третье. Надо не распределять ресурсы, а управлять ими. Модельная (формульная) методика новой отраслевой системы оплаты труда педагогических работников существует давным-давно (Посмотрите, например, «1С:Бухгалтерия» или журнал «Директор школы», № 8, 2007 г.). Она не идеальна, но с ней можно работать, и это хоть какой-то шаг вперёд от централизованного распределения.
Повысить заработную плату педагогическим работникам (но не чиновникам от образования!) в два раза с 1 сентября 2008 года можно. У нас, во Владимирской области, для этого не хватает только политической воли.
Куликов Юрий Викторович,
директор открытой (сменной) общеобразовательной школы № 8 г. Владимира.
Источник публикации: Молва. Экономика
www.vladimironline.ru