Владимирские транспортные компании просят дополнительной господдержки из-за санкций
13.07.2022 09:35 Рубрика: Экономика
Более 80% участников рынка муниципальных пассажирских перевозок Владимирской области не получили от государства практически никакой поддержки на обновление подвижного состава после пандемии и введения санкций. Речь идёт о частных компаниях - все бюджетные деньги достались государственным автотранспортным предприятиям. Такие сведения прозвучали на совещании о мерах поддержки бизнеса в условиях санкций, которое прошло в центре «Мой бизнес» с участием депутата Госдумы Алексея Говырина и уполномоченного по защите прав предпринимателей во Владимирской области Аллы Матюшкиной.
Представители отрасли пассажирских перевозок не просят прямых финансовых вливаний из бюджета, но предлагают увеличить размер кредитов от областных структур, занимающихся поддержкой предпринимательства, на обновление автобусного парка до 10 миллионов рублей на срок до 10 лет (сейчас максимальная сумма составляет 5 миллионов на 2 года). Перевозчики говорят, что в существующих условиях за два года окупить вложенные деньги просто нереально.
Кроме этого, есть проблема с тем, что страховые компании отказываются страховать грузовые автомобили по ОСАГО — из-за отсутствия запчастей страховщики не могут выполнить обязательства по ремонту транспортных средств.
Еще одна просьба бизнеса — смягчение условий по лизинговым платежам, в том числе на приобретение спецтехники, бывшей в употреблении.
Депутат Госдумы Алексей Говырин напомнил об опыте Твери, где был создан единый региональный оператор в сфере пассажироперевозок, который за счёт бюджетных вливаний сумел приобрести более 300 новых автобусов. Говырин предложил подумать над перспективами внедрения этой практики и во Владимирской области, на что представители объединений перевозчиков ответили, что предприниматели не нуждаются в многомиллиардных прямых бюджетных вливаниях, но готовы работать на заёмные средства, правда, в разумных объёмах и на длительные сроки. Их посыл такой: «Для государства лучше, когда бюджетные деньги не вкладывается, а, наоборот, приносятся в виде налогов».
Андрей Васьков, общественный помощник регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей, исполнительный директор региональной Ассоциации предприятий автомобильного транспорта:
[Как известно,] пассажиропоток в пандемию упал. Если сейчас чуть-чуть баланс плюсовой получается, но у нас в связи с санкционным давлением техника подорожала в два раза, запчасти подорожали на 70%, цены на билеты у нас не растут, потому что рынок регулируемый - департамент [государственного регулирования] цен и тарифов [Владимирской области] устанавливает стоимость по [пассажирским] перевозкам.
Ещё как субъект пользования мерами поддержки хочу отдельно обратить ваше внимание на некую рассогласованность принятия быстрых решений, как вы [депутат Государственной Думы Алексей Говырин] сказали: «время быстрых решений, мы их принимаем». У нас присутствует рассогласованность федеральной власти, исполнительной власти на местах, иногда в муниципалитетах. Приведу маленький пример.
Прекрасное постановление правительства 29 апреля №776, приняли решение о продлении сроков уплаты страховых взносов за второй и третий квартал — можно заплатить в 2023 году. Мера прекрасная. Сейчас мы освобождены от этого бремени как ОКВЭД [общероссийский классификатор видов экономической деятельности] «пассажирские перевозки», попавший в это постановление правительства, но у нас в основном перевозчики используют упрощенную систему налогообложения, об этом мы говорим часто, но при этом воспользоваться мерой мы же не можем, потому что страховые взносы платятся, все знают, когда за минусом реально уплаченных налоговых сборов. Второй и третий квартал неоплаты страховых взносов ведет к росту [выплат] по УСН [упрощённой системе налогообложения]. То есть на 15% «доходы минус расходы», то есть сильно падает бременем. Здесь некоторые регионы, мы посмотрели, приняли решение уже о переносе сроков по уплате страховых взносов также на год. У нас это решение не принято. То есть мы этой хорошей федеральной мерой поддержки воспользоваться не можем.
Алексей Говырин, депутат Госдумы (фракция «Единая Россия»), член комитета по малому и среднему предпринимательству:
- Давайте мы сейчас к губернатору обратимся. В любом случае УСН — это региональные полномочия. Федеральный центр, приняв соответствующее решение, понятно, создал возможность на региональном уровне решать — надо или нет. И по источникам, что так или иначе пассажиропоток не растет, здесь просто подтолкнуть [решение вопроса], наверно.
Андрей Васьков:
Хорошо. Вы теперь федеральный уровень представляете, просто какие-то пояснения надо, наверно, на регионы спускать в этом случае, что «мы меру [поддержки] предлагаем, обратите внимание, что у вас могут воспользоваться при условии таких-то изменений в региональном законодательстве».
Или другой пример, когда Владимирская область опережает реагирование в быстрых решениях: федеральный центр мы опередили во втором пакете мер поддержки, который губернатор утвердил весной. Мы - как отрасль - неоднократно обращались и к губернатору, и к экономическому блоку [администрации Владимирской области], что те институты поддержки, которые у нас присутствуют на территории, Фонд микрозаймов, Гарантийный фонд, Фонд лизинга, не совсем отвечают [интересам] отрасли. Те условия, на которых они предоставляют поддержку, для нас не востребованы.
По Гарантийному фонду и Фонду лизинга область отреагировала. Теперь мы можем брать в лизинг автобусы, потому что минимальная сумма была недостаточна для покупки даже одного автобуса среднего класса. Сейчас отреагировали. Федеральный центр у нас отстает почему? Потому что Фонд микрозаймов, несмотря на то, что он относится и к региональному фонду, он же действует по закону о микрофинансовых организациях. Требование закона о микрофинансовых организациях говорит, что у них ограничена сумма займа 5 миллионами [рублей] и сроком предоставления на два года. Мы уже неоднократно обращаемся и в федеральный центр и к депутатам, которые были до вас, в данном случае к вам обращаемся, что есть же прекрасный приказ Министерства экономического развития №745, который утвердил концепцию развития микрофинансовых организаций. В пункте 4.1.6 говорится, что она должна быть клиентоориентированная. Мы считаем, что отрасль пассажирских перевозок — это как раз тот ориентир, это же социальная функция государства, по большому счету, значит, и этот продукт должен быть ориентирован в том числе и на отрасль пассажирских перевозок.
Мы говорим: «Ребят, ну что такое 5 миллионов, 2 года для транспортной отрасли, где это стоимость автобуса малого класса на маршруте, который не то, что за два года не окупится, а там срок окупаемости значительно больше, если мы берем муниципальные маршруты?» Давайте рассмотрим хотя бы возможность внесения изменений в этот закон. Сделать хотя бы 10 миллионов [рублей на срок] до 10 лет, потому что мы проводили анализ наших региональных маршрутов. Новый автобус, если мы говорим об обновлении регионального транспортного парка, окупаемость не меньше 10 лет. Вам как законодателю как раз наша просьба: обратить внимание на закон о микрофинансовых организациях.
Алексей Говырин:
- По микрофинансам, по лимиту то, что вы сказали, там же у нас уже, по-моему, в первом чтении принят законопроект, который лимит до 7 миллионов [рублей] принимает.
Андрей Васьков:
- Мало!
Алексей Говырин:
- Мы не успели [это проработать], если только в пятницу [15 июля] его не включат [в повестку дня внеочередного заседания Госдумы]; я просто не знаю, включат или нет, [чтобы] принять в весенне-летнюю сессию, соответственно, [он будет отложен] на осень. Предлагайте.
Андрей Васьков:
- Как предложение от региона предлагаем все-таки [увеличить сроки займов]. Два года для [нашей] отрасли — это вообще ни о чём.
Алексей Говырин:
- Я говорю про [максимальный] порог [займа] сейчас, а вы говорите про сроки.
Андрей Васьков:
- А там два момента. Там и порог, и срок. Нас интересует, если мы говорим о том, чтобы хотя бы процентов на 70 обновить региональный парк автобусной техники не за счет прямой помощи государства в виде выделения денег на покупку автобусов государственному предприятию, все-таки у нас государственное предприятие занимает, дай бог, 15% рынка, а остальные-то все частные перевозчики...
Алексей Говырин:
- Мы сейчас можем войти с вами в дискуссию, насколько это действительно должно регулироваться… Почему другие источники не используют кредитные?
Андрей Васьков:
- Низкая рентабельность не дает возможности пользоваться коммерческими кредитами.
Алексей Говырин:
- Я буквально недавно был в Тверской области. Там вообще пошли по другому пути. Там создали на уровне региона свою организацию-перевозчика, единого оператора фактически. Этот перевозчик получил кредит на закупку парка. Больше 300 автобусов купили - большие автобусы, средние, малые. Сегодня эти автобусы полностью под единым управлением ездят, колесят. С точки зрения клиентоориентированности я вам скажу, что, наверно, это - в каком-то смысле идеальная модель, к которой нужно стремиться, потому что сегодня через приложение человек может посмотреть, где его автобус едет, через сколько он подъедет к его остановке и так далее в любой точке Тверской области. Но это - не про бизнес.
Андрей Васьков:
- Я согласен. Предложение шикарное. Яндекс.Транспорт работает на территории нашей области нисколько не хуже, чем в Тверской. Если вы про этот опыт знаете, вы знаете, сколько бюджету он стоит ежегодно.
Алексей Говырин:
- Конечно, да.
Андрей Васьков:
А мы говорим о возвратных деньгах, который бизнес мог бы взять и вернуть, а не потреблять в виде субсидий ежегодно по 1-1,5 миллирда рублей. Это же для государства лучше, когда [бюджетные деньги] не вкладывается, а, наоборот, - приносятся в виде налогов. Прозвучало, что предприятия, работающие по упрощённой системе налогообложения стали побольше платить. Мы же - участники этой истории, так же, как и с самозанятыми. Мы предлагаем все-таки не путь прямого субсидирования.
Смотрите, с нашей точки зрения, история, когда врио губернатора выдел полмиллиарда рублей на поддержку этого сектора — вроде она хорошая. С другой стороны, мы смотрим, кто явился получателем этой поддержки, нам становится немного грустно.
Чтобы вам пример привести для вас понятный: мы взяли и сделали ГБУ [государственное бюджетное учреждение] «Доброград-2» рядом с вами и питаем его деньгами, [а другим говорим]: «А вы выживайте, как хотите». Понимаете?
[Примечание Зебра ТВ: Возможно, что Андрей Васьков имеет в виду то, что до избрания депутатом Госдумы Алексей Говырин развивал проект «Доброград» - города, построенного подразделениями группы компаний «Аскона» на частные инвестиции]
15% [перевозчиков за счёт бюджетных средств] получили 70% [нового] транспортного парка. Мы видим здесь несправедливость определенную, об этом всем говорим. Давайте тогда другими мерами поддержим частный бизнес, который находится здесь.
Почему нам не хотят пойти навстречу — снизить выплаты по упрощённой системе налогообложения по аналогии с 2021 годом? Мы говорим, что 500 миллионов помощи получил рынок государственных предприятий, а перевозчики, которые занимают больше 80% рынка, не получили ничего. Справедливости ради надо сказать, что мы мерами поддержки в виде заемных средств, фонда гарантий, пользуемся на 100%. То есть вариантов других нет у нас. Мы тоже должны обновлять транспортный парк, у нас обязательства висят по его обновлению раз в пять лет. Всем этим пользуемся, спасибо большое, но вот этот дисбаланс, когда создается в конкурентной среде перевозчик, который может путем прямых субсидий иметь конкурентные преимущества перед частным бизнесом, который себе не может этого позволить, давайте отрегулируем хотя бы выплаты по упрощённой системе налогообложения на этот год.
Мы не против [того], что государственные предприятия обновляют [свой автопарк], потому что мы все работаем для пассажиров, мы за это, но дисбаланс все-таки присутствует. Мы на это просим обратить внимание.
Поэтому из предложений у нас [следующее]: проработать все-таки [оказание мер поддержки в рамках льготной кредитной программы] «ФОТ 3.0», потому что мы добросовестно сохранили коллективы, мы маршруты не бросили, жить стало нам сложнее, здесь надо где-то порешать, по выплатам по упрощёнке порешать.
И все-таки: 7 миллионов [рублей в виде займа] даже на два года, и 10 миллионов на два года — оно не про нас. Мы сформулировали предложение: 10 миллионов [рублей] на 10 лет, если будет такая история. Либо придется какими-то другими путями искать возможности, хотя Фонд микрозаймов — прекрасная организация на территории нашей области. Когда нам надо купить не автобус, а какое-нибудь оборудование по ремонту, мы обязательно пользуемся лизингом либо фондом микрозаймов. Вот три момента, на которые просто прошу обратить ваше внимание.
***
Валерий Кузин, общественный помощник регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей по городу Коврову и Ковровскому району:
Проблем, о которых можно говорить, их много, поэтому говорить можно бесконечно.
Скажу, что сейчас меня радует: именно то, что сейчас более открыто общение предпринимательского сообщества с органами власти и законодательной властью.
Я на небольших таких нюансах остановлюсь, чтобы не задерживать внимание. Андрей Петрович Васьков говорил о перевозках, но с перевозками и транспортом, особенно со специальным транспортом и грузовым, связаны почти все. Есть проблемы, которых знают тоже все: и органы прокуратуры, и Уполномоченный по защите прав предпринимателей во Владимирской области Алла Валерьевна [Матюшкина], потому что и ко мне обращались предприниматели.
Элементарный вопрос — застраховать по системе ОСАГО грузовой автомобиль в нашей области практически невозможно. Надо задействовать такие связи, знакомства и так далее, чтобы просто автомобиль могли застраховать, потому что указания у всех страховых компаний — это филиалы, которые находятся в муниципальных городах — не страховать. Они это в открытую говорят. Когда обращаешься в ту же прокуратуру, там говорят: «Вы напишите заявление, что они официально отказались». Да они заявление не принимают даже. Их не заставишь это сделать. На видео — кому нужны эти доказательства? Вопрос небольшой, да, но с ним сталкиваются все. Возьмите его на контроль.
Алексей Говырин:
- Обязательно. Спасибо вам большое за то, что поднимаете эту тему. Сейчас с учетом тех полномочий, которые благодаря жителям Владимирской области у нас появились, я думаю, что [мы решение этой проблемы] толкнем, и это будет полезно для всех.
Алла Матюшкина, уполномоченный по защите прав предпринимателей во Владимирской области:
Проблема и у страховых компаний. Отрасль не пострадавшая [от пандемии], но сейчас всё больше страховых компаний предупреждают о своем возможном банкротстве. В принципе мы столько боролись за то, чтобы у каждого был полис [ОСАГО], что сейчас, наверно, делать какой-то шаг назад из той ситуации, в которой оказались страховые компании, которые из-за роста цен на комплектующие не могут исполнять свои обязательства по ремонту автомобилей, а тем не менее жестко ограничены правами потребителей в соответствующей сфере, наверно, требует определенной корректировки.
В том числе, возможным выходом может стать мораторий какой-то на применение отдельных положений законодательства об ОСАГО, пока цены не стабилизировались. Страховые компании на сегодняшний момент ограничены в данном случае не только уже федеральным законом, а всей судебной практикой, которая сформировалась у нас, которая прежде всего защищает нас как потребителей товаров, работ и услуг. В один момент мы ее просто никуда не уберем. Мы можем так же, как с законодательством о банкротстве, сказать, что давайте не будем применять отдельные положения, таким образом, не усугубляя положение страховых компаний, давая им возможность сохранить цены и не отказывать в предоставлении услуг той сферы, которая нуждается в данном случае в страховании.
Алексей Говырин:
- У нас в ближайшие дни должна пройти встреча со страховщиками. Мы обязательно еще здесь этот вопрос с ними поднимем. А так, я вернусь в Москву в пятницу, 15 июля, на внеочередное пленарное заседание Государственной Думы и обязательно поработаю по этой теме.
***
Антон Вахеев, общественный помощник регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кольчугинском районе, гендиректор ООО «СК Усадьба»:
Я бы еще хотел поддержать нашего коллегу по поводу транспорта и перевозок - сейчас в процессе обсуждения созрела определенная проблематика.
Мы занимаемся строительством, и в нашем производстве также участвует спецтехника. Помимо спецтехники это и доставка стройматериалов на объекты и так далее, так далее, так далее. В итоге на сегодняшний момент времени, если мы говорим о Владимирской области, а в частности о ее районах, может, даже не об областном центре, самом Владимире, объем и, так сказать, портфель клиентов — он очень ограничен. Получается так, что, если мы, допустим, как игроки рынка, берем технику в лизинг или в кредит, лизинговые платежи и кредитные за счет двух факторов — удорожание годовое и за счет срока выплаты лизинга, на сегодняшний день максимально до 5 лет до 60 месяцев — они становятся неподъемными для предпринимателей. В частности пассажирские перевозки, если автобус бэушный сейчас порядка 10 миллионов, то новый - ещё дороже.
Я к чему [это] говорю? Сейчас спецтехника, любой задействованный в благоустройстве экскаватор-погрузчик — цена от 15 до 17 миллионов. Конечно, взять его даже в лизинг, даже при 9, 6, 8% удорожаний годовых, как это было до 24 февраля 2022 года, скажем так, платежи нереальные. Приходится всей компанией работать на эти лизинговые платежи, но у компании есть ещё и другие обязательства по развитию производственной базы, выплате заработной платы.
Предложение какое? Увеличить срок, на который возможен лизинг и возможно субсидирование процентной ставки. Очень хорошая была программа, в которой мы тоже участвовали. Это было в прошлом году, Минэкономразвития, на отечественный автотранспорт, в частности в моем секторе это КАМАЗы, была субсидия 10%. Под лизинг она уже шла с учетом скидки 10%, когда стоимость, скажем так, КАМАЗа самосвала была 5-6 миллионов рублей. Сейчас она уже к 10 миллионам. Это все равно уже нас не спасет. Нужен максимально большой срок, как, допустим, при ипотеке. Хотя бы лет 10 - я считаю, что это - более или менее [приемлемо]. 5 лет — очень мало; 10 лет — это уже кое-что.
Любой производитель работ, любой перевозчик, любой предприниматель, конечно, хочет, чтобы у него в парке была большая часть новой техники, а не заниматься тем, чтобы точить где-то там [детали], искать какие-то запчасти, ехать на какую-то разборку покупать их, потому что это, во-первых, скажем так, для окружающих опасно порой; а [бизнес хочет] эксплуатировать новую технику. Я считаю, что сейчас определенный такой очень сильный кризис именно в транспортной отрасли, потому что нереально обновить сейчас парки, просто нереально. Об этом почему-то все молчат сейчас, но только в области перевозок пассажирских уже давно об этом надо кричать, а в строительной области…
Я понимаю, большие областные города, большие госконтракты, там миллионы. Может быть, там и рентабельно, но при сегодняшней стоимости [транспортных средств] районные города просто не вывозят. Вот и всё.
Не было раньше бэушного оборудования промышленного в лизинг - сейчас оно появилось. Это очень хорошая поддержка, потому что мы также являемся и производителями. У нас свой бетонно-растворный завод и также оборудование, у нас турецкий завод. Сейчас это очень хорошая поддержка. Хотелось бы то же самое в транспорте увидеть. Тогда все немножко бы вздохнули гораздо легче. На улице бы появилась новая техника, всем было бы приятно, все были бы довольны. Самое главное, чтобы это все по силам было выплатить.
Алла Матюшкина:
- По лизингу, наверно, начать надо с того, что все-таки кому-то вменить контроль за данной сферой. На сегодняшний момент Центробанк не регулирует лизинговые компании. У нас вообще отсутствует как таковой регулятор. Из-за этого предприниматели, которые этот лизинг берут, оказываются практически один на один с компанией, потому что, я думаю, Александр Андреевич с такой проблематикой сталкивается, что вмешательство уполномоченных в хозяйствующие споры, а здесь просто две компании, одна из них лизинговая компания, другая — субъект предпринимательской деятельности — недопустимо. Получается обратиться к регулятору, как в спорах с банком, нет никакой возможности для того, чтобы лизинговую компанию проверили. Выход у предпринимателя по сути [такой]: либо расторжение договора лизинга, и он теряет первоначальный взнос, а на сегодняшний момент, если прежние договора, которые я смотрела, были примерно 10% первоначального взноса по лизингу, то теперь мы говорим 30%, 40%, а иногда и 50%…
Антон Вахеев:
- Сейчас, конечно, лизинговые компании, бывает, и 0% ставят, но вопрос другой. Там уже такая ставка, что там просто нереально. Лучше найти, где эти 15-20% [взять], чтобы получить на два деленную ставку. Бэушный лизинг именно по технике — до этого было проще купить новую машину, когда считаешь лизинговые платежи, чем бэушную, даже трехгодовалую. Вот это очень важный момент, поэтому тут надо анализировать, смотреть общую проблематику. Самое важное — срок и процентная ставка субсидирования, потому что по-другому вряд ли [ситуацию исправить].
Напомним, год назад тогдашний заместитель губернатора Владимирской области Аркадий Боцан-Харченко высказывал предложения по созданию единого регионального оператора межмуниципальных пассажирских перевозок по примеру как раз Тверской области с передачей имущества ГУП «Владимирский автовокзал» в концессию оператору. Но идея развития так и не получила развития. Примечательно, что уже тогда из муниципалитетов звучали сомнения в целесообразности использования Тверского опыта, так как там перевозчик получает деньги из бюджета не за количество перевезённых пассажиров, а за общий километраж. Бюджету это обходится в сумму, превышающую 1 миллиард рублей.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.
Источник публикации: зебра-тв: бизнес
www.vladimironline.ru