о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Трудолюбы. В школьной мастерской Коврова учитель и ученики создают экспонаты для военного музея

02.02.2022 10:05 Рубрика: Экономика


В большинстве ковровских школ от мастерских отказались ещё в девяностые годы прошлого века – покупать и содержать оборудование накладно. Поэтому сейчас столярно-слесарный минимум подростки постигают в межшкольном комбинате. 21 школа – из тех немногих, где отстаивают самодостаточность: как забить гвоздь, не расколов доску, и с какой стороны подойти к токарному станку, здешних парней учит Александр Кашин
фото Сергея Никитина

Десять лет назад в его кабинете можно было играть в футбол: на сто квадратных метров – десяток парт да два стола с тисками. Сегодня это едва ли не самая богатая оборудованием школьная мастерская Коврова. Здесь подростки приручают непослушные рубанки и буравчики, сверлят, точат и фрезеруют, успевают даже немного «отхватить» робототехники. Хотя, рассказывая о последней, Кашин качает головой – в стандарты, спускаемые министерством, новшество ввели, но деньгами подкрепить забыли. А три конструктора, которые школа смогла купить за свой счёт, на двадцать человек в каждом классе – это только показать… Кашин – убеждённый практик, ему даже слово «технология», которым теперь называется его предмет, не по душе:

«Раньше был труд, и мы трудились, а на технологии – рассказываем, что существуют молоток и гвоздь, и молотком мы стучим по гвоздю. Ну как освоить инструмент, если на строгание в программе – два часа? На пиление дерева, металла и пластмассы – тоже два».

Среди его учеников и их родителей всегда найдутся те, кто спросит, зачем все эти лобзики и молотки, если давно есть 3D-принтеры? Он и в 21 школе есть. Но только когда в нём сломался экструдер, а новая печатающая головка к креплению не подошла – переходник на токарном станке выточил трудовик Кашин. Так что ни одна современная технология не отменит и не заменит руки, которые растут откуда надо:

«В девяностые годы встретил я в Москве бывшего ученика. Спрашиваю, как жизнь. Отвечает, хорошо, по семьсот рублей в месяц получаю. Спасибо, говорит, за уроки труда, выучился на краснодеревщика, работаю реставратором. Я, к слову, получал тогда сто двадцать рублей... Так вот если хотя бы пару таких учеников в год у меня будет, смогу считать, что не вхолостую живу».
фото из архива школы №21

Ну, не вхолостую точно. В этом учебном году на городской олимпиаде по технологии лучших результатов добились десять школьников, и шестеро – ученики Кашина. Двое из них готовятся к областному туру. И ребят, у которых, как говорит Александр, руки и голова от одного туловища растут, было бы больше, будь современный подход к преподаванию иной:

«Мне понравилась практика, которая в девяностые была в московской экспериментальной школе, где ученик мог выбрать направление – металлообработка, деревообработка или что-то другое. Так и заинтересовать проще, и дать можно больше. А галопом по Европам хорошо ничего никогда не получится».
фото из архива школы №21

Со способными учениками Александр занимается дополнительно. Когда в городе случаются ярмарки рукоделия, их посетители охотно покупают сделанные «кашинцами» берестяные туеса, пасхальные подставки, складные табуреты, игрушки и детскую мебель. Вырученные деньги идут на обустройство мастерской:

«У нас принцип: две вещи сделал школе – третью забирай домой. Помню, на проспекте Ленина сносили деревянные дома и спилили там липы. Мы их на санках привезли, высушили, а потом из древесины графины и бокалы точили. Отец одного ученика, когда тот такой набор домой принёс, так впечатлился, что помог школе досками. Я в мастерской просевший пол тогда заменил».

Пройдёшься по школе – результаты трудолюбия и смекалки Кашина найдёшь везде: ниши для инвентаря в спортзале, стол для оргтехники в кабинете директора, мебель для поста охраны… Старые оконные рамы, деревянные поддоны, отходы мебельных производств – кажется, всему рукастый учитель может дать вторую жизнь:

«А в прошлом году из благотворительного фонда "ПроДобро" привезли столько мебельного неликвида, что раз десять Газель гонять пришлось. Тут уже что-то посерьёзнее табуреток захотелось сделать».
Благотворительный фонд «ПроДобро» создан группой компаний «Аскона» в 2016 году. В сфере образования социальным партнёром фонда уже много лет является ковровская школа №21. За время многолетнего сотрудничества БФ «ПроДобро» направил более 15 миллионов рублей на нужды учебного заведения.

Этими материалами Кашин, во-первых, оборудовал лаборантскую в кабинете физики – да так, что в очередь на «улучшение жилищных условий» встали учителя химии. А во-вторых, благодаря шефской помощи появился музей военной истории – из привезённых материалов Александр сделал витрины для экспозиций. Хотя нет, на третий этаж музей всё-таки переехал. А зародился он тоже в мастерской Александра Кашина, когда несколько лет назад он и его рукастые ученики стали мастерить муляжи оружия Победы и военной техники:

«Автомат Калашникова я ещё студентом сделал. Повёз его на зачёт по "декоративке" в мешке из-под сахара – завернул, упрятал, но дуло-то всё равно торчало... Тогда мобильных телефонов не было, и водитель ковровского автобуса сделал остановку в Пенкино, чтобы позвонить, куда следует. Так что во Владимире меня уже встречали с милицией!.. Но АК меня научили делать, а у меня была мечта сделать муляж оружия самому. Начал с ППШ, потом парней смышлёных нашёл, они и в школу, и домой смастерили по деревянному пулемёту. Потом и ППД мы с ними сделали».

Пистолеты-пулемёты Шпагина и Дегтярёва и другие муляжи ковровского стрелкового оружия, которые стали экспонатами музея, выполнены в реальных размерах. Монолитные на вид, они на самом деле сращены из десятка деталей из ясеня, дуба, бука, ольхи и других пород древесины:

«У ППД, например, тонкость – в кожухе: он круглый, а внутри – сам ствол. Начнёшь фрезеровать прорези – крошатся. Всё перепробовали, только из дуба получилось. А если посмотреть на модификации пулемёта разных годов, то там и расстояния между прорезями разные. Ой, мы с пацанами такие стопы документов изучили, что они потом сами экскурсии по музею водили, всё про всё знали».

Модели военных машин, сделанные учениками 21 школы, неоднократно становились «золотыми» на областных и всероссийских конкурсах. Чертежей такой «Катюши», как в Коврове, в интернете не найдёшь – так, чтобы целиком из дерева, да ещё на подвижной автоплатформе, никто больше не делает. А ученики Кашина сумели. И обязательно сумеют, обещает Александр, пополнить экспонатами школьную новинку – благотворители из «ПроДобро» привезли материалы ещё на одну экспозицию. Она будет посвящена основоположнику ковровских оружейных традиций Владимиру Фёдорову, имя которого с прошлого года носит учебное заведение:

«Сделаем стенды в холле на первом этаже, изготовим муляжи фёдоровской самозарядной винтовки и автомата. Правда, придётся попотеть – нашли единственный чертёж автомата, а по винтовке и вовсе – только фото. Сейчас снимаем с них размеры и чертим шаблоны. Это непросто, потому что на разных проекциях одни и те же величины "уходят" от истинных. Но нам не привыкать».

Ещё одна задумка – сделать разборную деревянную копию ППШ и увеличить коллекцию военной техники, добавив броневик, санитарный фургон, полевую кухню и несколько других автомобилей.

За минувший год экскурсантами школьного музея военной истории стали сотни человек – от первоклассников до сенаторов и губернаторов. Высокие гости наверняка говорили про важность патриотизма, который нужно прививать детям и молодёжи. Так вот трудовик Кашин тем и занят. Потому что патриотизм – это не про «поговорить». Это про «сделать».


Источник публикации: зебра-тв: бизнес



www.vladimironline.ru




только в разделе Экономика

Последние новости

Все новости