о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Сведения о моей фирме попали на фейковый онлайн-магазин. Как так вышло и что делать в этой ситуации?

13.03.2020 12:20 Рубрика: Экономика


Предпринимательница из Владимирской области неожиданно для себя узнала, что данные о ее фирме мошенники указали на фальшивом сайте. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело, так как не причинено материального ущерба

Полиция города Владимира отказалась возбуждать уголовное дело по заявлению предпринимателя, чьи персональные данные оказались на стороннем сервисе по продаже бытовой техники. Силовики посчитали не доказанным факт мошенничества со стороны неустановленного лица, к тому же бизнесмен не понес никакого материального ущерба.

Восемь лет назад Екатерина Пяточкова открыла во Владимире собственную фирму, специализирующуюся на оптовой торговле топливом и сопутствующими товарами. Дела шли неплохо, пока в начале февраля 2020 года ей не стали звонить раздраженные люди и просить либо вернуть деньги, либо отправить товар, за который они внесли предоплату.

Звонившие делали покупки на сайте ultra-phone.ru — по словам Екатерины, она впервые услышала о нем в одном из телефонных разговоров. Предприниматель проверила онлайн-магазин и обнаружила там копии документов, адрес и телефон собственной фирмы, а также реквизиты карты Киви-банка, оформленной на ее имя. Девушка написала заявление в полицию, но получила отказ в возбуждении уголовного дела.

Скриншот главной страницы сайта ultra-phone.ru

Ультрафон — пример фальшивого онлайн-магазина. Несмотря на объявление на главной странице, что «мы работаем с 2015 года», пользователи сайта vc.ru, пишущего о современных технологиях и стартапах в сфере IT, обнаружили, что домен зарегистрирован только в январе 2020 года. Создатели магазина написали несколько типовых положительных отзывов, купили рекламу в Яндекс.Директ и, собрав несколько десятков заказов, скорее всего, забросили сайт.

В интернете можно найти множество советов о том, как проверить онлайн-магазин на подлинность: обращать внимание на отзывы, проверять возраст сайта, наличие согласия на обработку персональных данных, форму оплаты и так далее.

Иногда сами мошенники подают заявления на свои же сайты и, как правило, получают отказ в возбуждении уголовного дела, после чего к ним не остается претензий, говорит консультант по информационной безопасности Алексей Шляпужников.

Что делать честным предпринимателям, если данные их фирм оказались у мошенников, сказать сложно. Фактически, остается только надеяться, что кто-то из обманутых покупателей также подаст заявление в правоохранительные органы.

«В этой ситуации логично не только писать заявление в полицию, но и обратиться в банк, попросив его службу безопасности провести проверку и предоставить сведения о фактическом месте и времени выдачи карты, привязанном к ней мобильном номере и транзакциях. Это может пригодиться потом в случае разбирательств, например, в суде. Ну и на время проверки попросить карту заблокировать», — советует Алексей Шляпужников.

Екатерина Пяточкова звонила в службу поддержки Киви-банка, но там согласились проверить банковскую карту, только после предоставления копий паспорта. Предприниматель, опасаясь новой утечки персональных данных, отказалась. Ее поступок можно понять. Источников, откуда мошенники могут достать личные документы и документы юридического лица довольно много — начиная с плохо защищенных электронных почт и облачных хранилищ и заканчивая клерками или курьерами в офлайн-фирмах, которые торгуют информацией о клиентах ради небольшой прибавки к зарплате.

«ВКонтакте позволяет искать по вложениям в чатах, например. Файл паспорт.jpg находится на раз. Нередко утечки бывают в оффлайн-фирмах, которым мы даем паспорт на сканирование — отели, салоны мобильной связи, турагентства, кредитные структуры. При этом чаще всего слив там происходит на уровне низшего звена — сотрудников салонов. Зарплата у них невеликая, и они торговлю персональными данными воспринимают как премию.

Это важно, ни один банк не оформит, или оформит, но не выдаст вам карту по простому скану паспорта. Тут уже подлог должен совершить сотрудник банка, особенно при сегодняшнем распространении онлайн-банкиров, когда карту ты оформляешь в сети, а сотрудник банка приезжает к тебе с готовой карточкой и проверяет твои документы. Снова слабым звеном становится сотрудник низшего звена — тот самый курьер. Текучка кадров в этой сфере огромная, так что мошенникам там вольготно. Законом эта сфера пока должным образом не урегулирована», — комментирует Алексей Шляпужников.

За последние девять месяцев правоохранительные органы Владимирской области сообщили как минимум о трех случаях, когда сотрудников сотовых операторов ловили на продаже данных клиентов третьим лицам. В июле 2019 года Муромский городской суд оштрафовал местного жителя на 240 тысяч рублей за то, что он подделывал заявления от имени клиентов и заказывал детализацию звонков, чтобы затем продать эти сведения в сети. Покупателей он не нашел, но потерпевшими все равно признали 10 человек из разных регионов России.

В декабре 2019 года управление ФСБ по Владимирской области сообщило о сотруднике «Билайна», который по просьбе своего знакомого предоставлял ему информацию о телефонных соединениях абонентов. А в январе управление Следственного Комитета передало в суд уголовное дело на работника другого сотового оператора, который за 200 рублей продал личные данные жительницы Москвы авторам анонимного телеграм-канала.


Источник публикации: зебра-тв: бизнес



www.vladimironline.ru




только в разделе Экономика

Последние новости

Все новости