о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Перспективы «мусорных инвестиций»

07.04.2017 12:21 Рубрика: Экономика


4 апреля три автобуса общественников, депутатов Владимирского горсовета, представителей областного департамента природопользования, владимирских мусоровывозящих компаний, экологов, журналистов и местных жителей отправились в Кострому для того, чтобы оценить работу открывшегося год назад мусоросортировочного завода, аналог которого тот же самый инвестор собирается построить во Владимире.

Мусоросортировку мощностью 150 тысяч тонн компания «ЭТМ Владимир» намерена построить в районе «Автоприбора» на неиспользуемой территории городской ТЭЦ. Идея коллективной поездки в Кострому с целью ознакомиться с работой предприятия, поговорить с местными чиновниками, бизнесменами и горожанами возникла на общественных слушаниях, где инвестор рассказывал жителям Владимира о своих планах.

Экскурсия состояла из двух этапов: непосредственно визита на само предприятие, а также «круглого стола», на который должны были быть приглашены все заинтересованные в разговоре стороны.

Представители костромского мусоросортировочного завода, которые провели гостей по всей территории предприятия, рассказали о том, что в настоящее время завод принимает и перерабатывает весь мусор, свозимый с территории города Костромы, а также - с ряда прилегающих к нему муниципалитетов. Собственники признают, что пока предприятие загружено не на полную мощность. Это связано с тем, что руководству «ЭТМ» и местным чиновникам так и не удалось договориться со всеми мусоровывозящими компаниями региона - часть из них продолжает отправлять отходы прямиком на полигон.

Экскурсия показала, что новое предприятие никаких экологических проблем, судя по всему, владимирцам не сулит: территория чистая, никакой лишней «живности» в виде крыс, мышей и тараканов нет. Несмотря на то, что производственные линии, рассчитанные, судя по всему, на разделение уже отобранных «полезных» ТБО, обрабатывают весь входящий из города мусор (вместе со сметом и органикой), предприятие не источает неприятных запахов: «ароматы» свалки ощущаются исключительно внутри самого производственного бункера.

В собственные очистные сооружения мусоросортировочного завода уходят исключительно ливневые стоки — затем эта вода затем поступает на рельеф. А в технологическом процессе используется постоянный объем воды, замкнутый внутри предприятия и имеющий собственную систему очистки.

После ручной подготовки свезенных отходов (крупный картон, ветошь, одежда и даже стекло все-таки выбираются вручную) мусорная масса поступает на каскад оптических машин (всего их шесть), где происходит выделение полезных фракций. Как поясняют сотрудники, машина понимает состав материала по отраженному инфракрасному спектру и определяет его местонахождение на ленте.

Правда, наблюдатели отметили, что, несмотря на заявления о том, что сортировочный комплекс, который "сватают" владимирцам, полностью автоматизирован, в процессе работы все же используется большое число рабочих рук. По словам представителя компании-инвестора Олега Приймака, всего мусоросортировочный комплекс обслуживает 135 человек (67 работает в каждую смену). Саму автоматизированную линию обслуживает 10 рабочих, и это еще не считая предсортировки.

По информации собственника, за день через сортировку пропускается около 200 тонн отходов, при максимальной мощности завода - 250-270 тонн. Почти все установленное на заводе оборудование - европейское, в основном - немецкое. Инжиниринговые услуги компания тоже покупает у немцев.

Сейчас завод отбирает и продает несколько видов пластика, бумагу, металл, картон и стекло. По словам собственников, весь мусор, в течение дня заходящий на сортировку, к вечеру непременно вывозится на полигон. Так что образование свалки на территории завода исключено.

Приймак не скрывает, что реальная полезная выработка сортировки пока ниже той, что заявлена в инвестпрограмме. Он связывает такие показатели не с плохо отлаженным производственным процессом, а с экономическим кризисом, серьезно ударившем по карману россиян и повлиявшим на объемы производимого им мусора, способного превращаться в полезное вторсырье:

«Изменилась морфология, мы этого не скрываем. Мы заявляли 22% минус засоренность — итого 17%. Сегодня у нас 13-15%. Объясню почему. Покупательная способность населения снизилась - мы проводим исследования, и довольно серьезные ежегодно. И в отходе просто нету фракций, нет того пластика, нет той ПЭТ-бутылки, это объективная причина. И с этим не справиться ни администрации, никому - это факт. Это то, что изменилось в отношении показателей, заявленных в 2013 году».
Олег Приймак

Участники владимирской делегации с сожалением отметили, что, несмотря на все просьбы, им так и не удалось увидеть вторую часть предприятия, где непосредственно ведется работа с вторсырьем - перерабатывается несколько видов пластика. Главный инженер предприятия пояснил гостям, что предпродажная подготовка вторсырья функционирует пока в тестовом режиме. А Олег Приймак, изначально заявлявший, что второе производство является его же собственностью, затем вдруг заявил, что переработкой занимается совершенно другое юридическое лицо, которое не имеет к демонстрируемому предприятию и обсуждаемой инвестпрограмме никакого отношения:

«Это второе юридическое лицо, но оно тоже принадлежит мне. Оно не включено в расходы, оно не включено в тариф. А тариф посчитан, исходя их суммы 810 миллионов. Все остальные вложения не имеют никакого отношения ни к жителям, ни к кому».

Вопросы вызвало и то, что на встречу с владимирцами, несмотря на все просьбы, не были приглашены ни костромские экологи, ни местные жители, ни партнеры - руководители мусоровывозящих компаний и мусорного полигона.

«Я не получил ответа от экологических общественников, которых не оказалось, к сожалению, на встрече. А нам бы хотелось увидеть как раз другую сторону медали, тех, кто отстаивал позицию против этого проекта на стадии согласования, и то послевкусие, которое они на сегодняшний день имеют», - признал депутат Владимирского горсовета Дмитрий Павлов.

Тем не менее, на встрече, видимо, без приглашения появилась активная женщина, явно хорошо осведомленная о внутреннем устройстве мусоросортировочного завода и крайне негативно настроенная по отношению к действиям руководства костромского предприятия.

Спровоцировавшая скандал на территории завода дама активно задавала вопросы Олегу Прийрмаку и на "круглом столе". В частности, она публично передала мэру Владимира Ольге Деевой пакет документов с некими результатами экспертизы отходов, вывозимых компанией "ЭТМ" на костромской полигон:

«У меня в руках есть морфологический анализ отходов, который позволяет сказать о том, что состав мусора, который вывозится на полигон в Костроме, не соответствует заявленному. Я бы хотела сказать, что анализ, который был проведен специализированной организацией, а отбор мусора был произведен из бункеров, принадлежащих заводу, прямо на полигоне, говорит о том, что в составе отходов, которые завозят на полигон, содержится больше 23% полимерных материалов, 28% стекла, 15% резины, полиэтилена почти 5%, алюминия более 15%. Такой же анализ был произведен и самим заводом. Но мусор, видимо, был подготовленный. Получается, что то, что они заявляют, и фактические данные расходятся».
Марк Красильщик и Ольга Деева

Какая именно компания проводила экспертизу, по чьему заказу и в какие сроки она была сделана - не известно, переданных мэру Деевой и депутатам Владимирского горсовета документов нет в распоряжении редакции.

«Зачем нам это делать? Здесь как раз интересы бизнеса, я не буду закапывать то, что могу продать, тогда я не получу выгоды с этого. Чем меньше я продам, тем меньше я получу выгоду и не смогу возвратить вложенные инвестиции и получить тех денег, которые я должен за 7 лет получить», - парировал Олег Приймак.

Еще один острый вопрос оппонента «ЭкоТехноМенеджмента» был связан с тем, что пытающаяся застолбить место на региональном рынке в преддверии вступления в силу нового федерального закона компания, строит предприятие не на собственные средства, а на банковские займы. Причем распоряжается денежными средствами не госбанков, а мало известных кредитных организаций:

«Зачем строить, когда нет денег? У вас практически вся сумма заемная у «Фора-банка». У вас заложенные в инвестпрограмме проценты в размере более 300 миллионов рублей. У вас заложены проценты за обслуживание займов у неких третьих лиц. И люди сейчас все эти деньги выплачивают».

Инвестор пояснил ситуацию с кредитами следующим образом:

«Для вас не секрет, денег нет - их просто нет. Мы привлекаем не дешевые деньги, но мы их привлекаем. Я вам расскажу историю - в этом все участвовали. "Сбербанк" нам подписал на год и восемь месяцев и 34% нам дал. И мы еще четыре месяца подписывали с ним расторжение договора. А "Фора-банк" нас выручил, мы у него перекредитовались. Когда 34 машины у меня на таможенном складе стоят, а банк меня подводит после того, как я все подписал, и три месяца не выдавал деньги, пока не наступил декабрь. А "Фора-банк" меня выручил, и через год я закрыл у него кредит».

А вот ведущий «круглый стол» директор департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области Марк Красильщик заверил владимирскую делегацию, что работать с новым предприятием, полностью подотчетным и прозрачным, для региона - одно удовольствие:

«Манипулировать этой ситуацией в своих интересах - не так все просто. С регулируемой организацией у государства, поверьте, есть рычаги, чтобы разговаривать. Завод один, и он полностью регулируемый и прозрачный. У нас, по крайней мере, никаких вопросов к этому не возникает».

Ответственность за то, что на костромскую сортировку до сих пор не удалось завести необходимый поток отходов, местные чиновники берут на себя. Правда, при этом поясняя, что со вступлением в силу нового закона, запрещающего захоранивать несортированный мусор, ситуация изменится.

Стоит напомнить, с начала 2019 года вывезти на полигон и закопать там вторсырье будет невозможно, а потому регионы будут вынуждены наладить на своей территории процесс сортировки твердых бытовых отходов. Согласно утвержденной схеме, тариф для жителей с это момента будет складываться из нескольких "ценников" - на сбор и вывоз мусора, на сортировку и на захоронения так называемых оставшихся "хвостов". При этом расходы инвестора на строительство сортировочных комплексов, не окупающихся исключительно продажей вторсырья, лягут на плечи граждан. Именно поэтому стоимость предложенного владимирцам инвестпроекта играет не последнюю роль.

Инвестпрограмма заходящей во Владимирскую область компании "ЭТМ" еще не утверждена. Предварительная сумма инвестиций в строительство мусоросортировочного завода во Владимире оценивается собственниками в 1,5 миллиарда рублей. Для сравнения, в Костроме она равнялась 1,2 миллиардам, при этом 70% всего объема вложенных денег инвестор запланировал вернуть за 7 лет: не через тарифное регулирование, а через рыночный механизм продажи вторсырья.

Юлия Боброва

По мнению владимирского экологического блогера Юлии Бобровой, эффективность работы такого мусоросортировочного комплекса была бы выше, если в столице Владимирской области был повсеместно организован раздельный сбор мусора. При этом население могло бы делить свои отходы всего лишь на две группы: полезные и неполезные. Первые (пластик, стекло, бумага и так далее) шли бы на сортировку - затраты инвестора при этом окупились бы гораздо быстрее, а качество сырья, не перемешанного со сметом и объектами было бы гораздо выше. А вторые - отправлялись бы на полигон:

«Во всей Европе, какие бы новомодные комплексы ни стояли, никто не отказывается от раздельного сбора в домохозяйствах. А здесь нам предлагают работать со смешанным потоком, утверждая, что люди якобы не готовы к раздельному сбору. Мне кажется, это немножечко лукавство. Надо признать, что так работать просто намного проще. Конечно, раздельный сбор и последующая сортировка — это гораздо более простая, понятная и эффективная схема. Я в данном случае ощущаю себя покупателем, которому предлагают купить эту услугу. И мне интересно посмотреть, как она работает. А когда на диалог не идут и начинается какое-то передергивание смыслов — это очень странно и, конечно, настораживает. Информации нет, отвечают достаточно кратко. И поэтому сделать однозначный вывод о том, нужно ли нам все это сейчас, невозможно. Пока мы пытаемся проверить какие-то факты и задать уточняющие вопросы, но пока ответов не получаем. И тогда уже не будет вот таких вбросов чисто специализированных. Пока же складывается ощущение, что идет какая-то нечестная бизнес-игра, потому что есть другие очень заинтересованные участники процесса — те же полигоны и перевозчики».

Все участники встречи: и экологи, и депутаты, и представители научного сообщества отметили, что не могут дать однозначной оценки предложению инвестора до тех пор, пока не будет публично представлен инвестпроект.

По мнению Бобровой, местные жители, которые будут софинансировать мусоросортировочный завод из собственного кармана, должны иметь возможность вносить предложения или хотя бы иметь доступ ко всей документации:

«Пока очень много несостыковок. Если бы нам была представлена презентация уже с конкретными выкладками, с конкретной логикой, то вопросов, наверное, было бы меньше. И мы уже могли бы сопоставить. Лично у меня - вопрос к технологии. Потому что при такой технологии, которую мы увидели, цифра в 20% , она нереальна. Когда мы все возим смешанным потоком, а потом даже при автоматизированной линии, все равно будем вынуждены перейти на ручной труд. Получается, что мы сейчас очень много заплатим за автоматизированную линию, и все равно потом придется нанимать большое число обслуживающих ее рабочих. При этом само качество сырья было бы более высоким, а техника с наименьшими затратами могла бы все это сортировать. И была бы выше его рыночная стоимость. А ведь чем она выше, тем инвестору должно быть интереснее. А здесь все, как мы видим, своеобразно устроено — и ни туда, и ни сюда».

«Сортировку увидел. На самом деле, это комплекс транспортерных лент с вибрацией и некой технологией сортировки, она присутствует. Но экспертное мнение лучше запросить у специалистов-экологов, а затем уже делать какие-то выводы. Но 1,2 миллиарда, по моим оценочным данным, я не увидел», - говорит депутат Владимирского горсовета Дмитрий Павлов.
Слева - Дмитрий Павлов

В разговоре с Зебра ТВ Олег Приймак все же озвучил некоторые данные:

«Инвестиционная программа еще не разработана, потому что «нужно еще привязаться к земле. Здесь будет 7% рентабельности, но это закон определяет. 7% мне дали, а я просил 15».

По словам представителя «ЭТМ», согласовывающаяся с руководством Владимирской области стоимость обработки кубометра мусора в процессе переговоров тоже уже успела снизиться. Предложенная изначально цифра в 250 рублей за куб ТБО сначала упала до 200 рублей - такая цифра была озвучена на предварительных общественных обсуждениях. А затем - и до 156,2 рублей за кубометр. При этом, назвав именно такую точную цифру, причину падения ценника и метод его расчетов Приймак пояснить отказался.

Директор департамента природопользования администрации Владимирской области Алексей Мигачев, курирующий процесс «приземления» инвестора на владимирскую землю и знакомящий его с местными реалиями, подтверждает, что хоть часть конкретных цифр с потенциальным собственником уже обсуждалась, никакой инвестпрограммы в Белом доме пока тоже не видели:

«Это предпроектная стадия. И ответы на все вопросы, которые можно было на этой стадии получить, мы получили. Теперь самое главное - это расчет инвестпрограммы, которую мы могли бы увидеть, проанализировать, посмотреть тарифные последствия. Все, что сегодня обсуждалось, это вопросы экономики, а не экологии. То есть, экология ни у кого вопросов и не вызвала. Все посмотрели, что это чистое предприятие, где и в цеху мусором не пахнет. Все вопросы, которые обсуждаются на костромских форумах, связаны как раз с экономикой процесса. На 95% - это тариф. Сегодня назывались разные суммы инвестиций. Называлась сумма 1,2 миллиарда рублей, из которых 300 тысяч ушли в переработку, что не вошло в инвестпрограмму, и не субсидировалось за счет тарифа. И только 800 миллионов вложены. И, как сказал департамент цен и тарифов, из 70% покрываются прибылью за счет реализации вторсырья, и только оставшийся «хвостик» попал в тариф. Рост тарифа для жителей Костромы после ввода завода в эксплуатацию составил 4%».
Алексей Мигачев и Олег Приймак

Во время поездки в Кострому выяснилось, что компания "ЭТМ" не единственный инвестор, который претендует на строительство во Владимире мусоросортировки. Как пояснил Зебра ТВ активный участник костромских дискуссий Владимир Великанов, руководящий предприятием МПС, уже сортирующим большую часть отходов в городе Владимире (МПС является партнером по бизнесу мусороперевозчика УНР-17), они тоже подали в департамент природопользования собственный инвестпроект, предполагающий расширение существующей мусоросортировки под объемы всей столицы Владимирской области.

«Вы вообще понимаете, какая у них сумма инвестиций? Я нули замучаюсь рисовать», - говорит Великанов, объясняя собственный подход к поставленной государством задаче. Напротив суммы в 1,5 миллиарда он рисует другую цифру - 50 миллионов рублей. Именно за такие деньги МПС обещает расширить собственный комплекс до необходимых нужд города.

«В данном случае нам предлагают просто платить за «очень крутой объект», хотя тут есть вопросы по эффективности. Такое оборудование рассчитано на сортировку отходов, которые уже разделены на полезное и бесполезное. А пока все это в смеси, лучше ручной сортировки с небольшой долей механизации в России ничего не придумали. Сколько вы насчитали человек, которые обслуживают эти машины? Не меньше десятка? А у меня на предприятии всего 14 человек работают, и они сортируют мусор вручную. А если можно тех же результатов достигнуть меньшими усилиями, зачем вся эта надстройка?», - спрашивает руководитель МПС, чье мусоросортировочное предприятие в городе Владимире использует для разделения ТБО практически исключительно ручной труд.
Владимир Великанов

Сортировка МПС располагается в микрорайоне Доброе. По словам Великанова, сейчас она выделяет из смешанного потока ТБО около 12% массы полезного вторсырья - именно такую цифру руководство владимирской компании представляет в департамент природопользования администрации Владимирской области:

«Сейчас пиковая мощность завода составляет порядка 100-120 тысяч тонн. А для того, чтобы соответствовать территориальной схеме, нам нужна площадка мощность 150 тысяч тонн. Если мы вложим деньги, у нас тоже будет частичная автоматизация, но только в том ракурсе, в каком она действительно необходима. Тогда эта цифра будет порядка 18%».

Согласно представленным в Белый дом расчетам, владимирская компания готова обрабатывать тонну мусора по цене 140 рублей за кубометр. Первый раз инвестпрограмма МПС была отправлена в департамент природопользования в феврале 2017 года. Потом в нее по просьбе региональных чиновников были внесены некоторые "оформительские" правки, после чего документ был вновь направлен на рассмотрение Алексея Мигачева.

По данным самого Алексея Мигачева, на сортировке МПС выбирается не более 5% полезных отходов - весь остальной мусор отправляется на полигон. При этом об использовании хоть сколько-нибудь современных технологий в данном случае не идет и речи.

При этом чиновник очень уважительно отзывается о работе компании МПС и ее бизнес-партнера УНР-17. По информации Алексея Мигачева, за все время работы местного мусоросортировочного комплекса к нему не было ни одной претензии:

«О ней никаких дискуссий экологических и прочих никогда не было, на них вообще никогда не было ни одной жалобы. Хотя она не такая современная - там просто идет ручной разбор отходов».

Мигачев объясняет декларируемые планы владимирской компании МПС исключительно страхами местного игрока в связи с грядущим перераспределением рынка потерять собственную «кормовую базу»:

«Сейчас они просто хотят те расходы, которые понесли, те инвестиции, которые уже были вложены, но нигде не учитывались, просто вернуть, потому что теперь в соответствии с новым законом появилась такая возможность. Так как раньше сортировка не тарифицировалась, а теперь будет. Да, они написали, что они готовы довложить туда еще 50 миллионов. Но что они на эти деньги реально сделают? Ну, поставят еще одну дополнительную линию, еще что-то. То есть, там революционных каких-то решений нет. У них на 100 тысяч тонн завод рассчитан, а будет на 150. Но достройкой еще одной клетушки, где будут люди стоять и мусор руками разбирать, не повысит суммарную эффективность».

При этом руководство департамента прородопользования администрации Владимирской области заявляет, что в связи с приходом нового игрока на мусорный рынок не даст умереть и уже действующей местной компании:

«У нас есть суздальский мусор, камешковский мусор, который тоже сортировать негде. Тот же суздальский мусор сегодня едет по Пекинке как раз мимо этого поворота на МПС. Зачем его везти туда на ТЭЦ, когда его можно здесь отсортировать? То есть, эта сортировка будет работать, все будет нормально, мы ее загрузим. Я думаю, мы найдем решение совместно и с ними, и с новым инвестором. И постараемся не допустить конфликтной ситуации. Люди просто не совсем понимают, что их в связи со всеми этими нововведениями ожидает, и поэтому идет некоторая агрессия и элементы заказа даже просматриваются. Но в целом мы постараемся организовать взаимодействие и не допустить никаких столкновений. Потому что УНР-17 - это уважаемая организация, которая обслуживает большую часть города Владимира. И эта компания будет работать на рынке города Владимира и Владимирской области без всяких сомнений. Мы постараемся не ущемлять интересы местных предпринимателей за счет прихода новых».

Как пояснил Зебра ТВ Алексей Мигачев, в ряде других муниципалитетов Владимирской области на строительство мусоросортировок претендует именно местный бизнес. Речь, в первую очередь, идет о Коврове, Муроме и Петушках.

Если бизнес-проект по строительству современного мусоросортировочного комплекса будет согласован руководством Владимирской области, а судя по настрою профильных чиновников, сейчас перед ними стоит именно такая задача, руководству города Владимира предстоит утвердить выбранную для него площадку.

Сейчас мусоросортировочный завод планируется "приземлить" в районе завода "Автоприбор" - на неиспользующейся территории городской ТЭЦ. Логика инвестора и создающегося на территории региона единого оператора по работе с отходами проста: чем ближе предприятие к месту сбора отходов, тем короче плечо вывоза мусора, а значит меньше тариф. Кроме того, собственник бизнеса заинтересован в том, чтобы "сесть" на уже имеющиеся коммуникации, а не тянуть новые к месту строительства.

Но депутат Владимирского горсовета Дмитрий Павлов выразил обеспокоенность части членов владимирской делегации о том, что постоянный поток мусоровозов (во Владимире это около 200 машин), создаст серьезные препятствия для и без того затрудненного движения на единственной дороге, соединяющей микрорайон Доброе с центром города:

«Здесь нет настолько серьезной зависимости от коммуникаций, как это инвестор нам преподносил на первой встрече. Электричества нужно 800 кВт и газ подвести. Поэтому теоретически можно рассмотреть другую площадку. Не такие уж глобальные деньги нужны на коммуникации. И это решит основной вопрос по удалению мусорного предприятия от жилья».

А вот Алексей Мигачев считает, что территория ТЭЦ - одна из лучших площадок, если не единственная во Владимире, где строительство такого предприятия в принципе возможно:

«Если взять ту же пронзону "Яма", про которую многие говорят, то там продуктовыми рынками вся промзона убита - из-за этого теперь ни одного завода там построить нельзя».


Источник публикации: зебра-тв: бизнес



www.vladimironline.ru




только в разделе Экономика

Последние новости

Все новости