LET THERE BE ROCK?
19.11.2013 11:51 Рубрика: Культура
Не знаю, как у вас, а многие мои знакомые перестали смотреть телевизор. Почти у всех из них подключено кабельное телевидение, и каждый при этом с разными вариациями объясняет свой отказ так: «Каналов десятки, а смотреть нечего». Да что там знакомые – сам такой. Новости в интернете, художественное кино, футбол, хоккей – там же. Вполне хватает.
В местном радиоэфире ситуация похожая. Если начать крутить ручку настройки на магнитоле – радиостанции натыканы, как опята на пеньке. Когда душа просит «говорильни», проще – информационных радиостанций у нас не так уж много. Хуже, если дело доходит до выбора музыки. «Гексоген ФМ» - быстрый дынц-дынц. «Африка минус» - на выбор, быстрый дынц-дынц или медленный дынц-дынц. «Славянское радио» - дынц-дынц по-русски. «Моторадио» - дынц-дынц 80-х, вдруг – сюрприз, что-то приличное! Три минуты спустя приличное заканчивается, и снова жвачка. Радио «Chance On» - я столько не выпью.
И ведь не то, чтобы на просторах России-матушки не было радиостанций, транслирующих джаз, блюз, рок разной степени выдержки. Они есть. Но на нашей почве почему-то не приживаются ни попытки их ретранслировать, ни проекты, сделанные на сто процентов местными энтузиастами.
Где-то неподалеку расположилась статья про, наверное, один из самых запомнившихся владимирцам подобных проектов – независимую радиостанцию «Радио-Стиль». Нет смысла повторять написанное в том материале, стоит отметить лишь одно: и упомянутую радиостанцию, и вещавшую в УКВ-диапазоне «Студию М» и «ретрансляционный» проект «Наше радио - Владимир» постигла одна и та же судьба: не добившись коммерческого успеха, все они рано или поздно исчезли из эфира, уступив его более попсовым, но и более доходным станциям.
Между тем, достаточно взглянуть на концертные афиши – и во Владимире, и в столицах – чтобы понять: все жанры музыки, которые можно объединить в один большой класс «не попса», живы и пользуются спросом. Складывается парадоксальная ситуация – музыка есть, любители ее тоже есть, в мире этой музыки постоянно что-то происходит, однако когда речь заходит о прослушивании любимых песен не живьем, а в записи – на помощь приходит все, что угодно, но только не радиоэфир – треки «ВКонтакте», записи на компакт-дисках и винчестерах, прослушивание радио в интернете. Благо, с появлением программ для мобильных платформ, типа TuneIn для Iphone и Ipad или PCRadio для Android стало возможным слушать не только российские, но и американские, немецкие, испанские и другие радиостанции, которые с творчеством Стаса Михайлова не знакомы.
Кто-то, дочитав до этого места, может задать вопрос – коль скоро имеющий желание слушать любимую музыку имеет и такую возможность, то зачем же вам еще и радио соответствующего формата? Дело в том, что дело не только в музыке, извините за тавтологию. Вот, например, какого мнения придерживается владимирский музыкант, один из основателей группы «Улица Герцена» Алексей Алехин – кстати, в свое время его песни можно было услышать живьем в эфире почившего «Нашего радио-Владимир»:
«С исчезновением «Радио-Стиль» мы упустили очень важный формат – не рок, джаз или блюз, а формат авторского радио, когда каждый ведущий был личностью. То есть приходит человек в эфир, а ты уже предвкушаешь, какую музыку он поставит. В этом случае слушатель «идет» не на песню, а на автора. К сожалению, такое, личностное радио сегодня отсутствует и на федеральном и на региональном уровне. Просто та музыка, которую сегодня навязывают людям – она такой подход не то, что не предполагает, она его вообще не приемлет. Сразу вспоминается старый анекдот с концовкой «Не выпендривайтесь и слушайте вашу любимую песню «Валенки»! Вот если бы возобновить эту личную связь ведущего со слушателем – тогда бы вообще неважно было, что транслирует радио. Пусть это будет необязательно рок, пусть фолк или джаз – главное, что в этом случае ведущий будет таким референтным лицом, которое не просто поделится с тобой любимой музыкой, но и, может, подскажет, в каком направлении тебе стоит покопать, что послушать».
С одной стороны, для того, чтобы разбавить попсовую кашу в эфире, есть предпосылки. Речь идет не только о слушательском спросе, но и о том, что те, кто подростками в 90-е слушал владимирские рок-радиостанции, стали старше минимум лет на 10, обзавелись семьями, работой, источниками дохода – то есть, стали платежеспособными потенциальными потребителями рекламы. А это в теории позволяет предположить, что и зарабатывать такое радио на кусок хлеба с маслом, пусть и без икры, сможет. Алексей Алехин, например, так и считает:
«Я считаю, что рок-радио нужно и будет востребовано. Ну, может, не прямо с первого месяца вещание. Конечно, нужно время на раскрутку, но оно найдет своего слушателя и сможет зарабатывать. Сейчас ведь у большинства людей и уровень потребления вырос и доходы – то есть заработать можно на любом сегменте аудитории. В 90-е расслоение было куда сильнее, а сейчас даже студенты могут стать платежеспособной аудиторией – другое дело, что привлекать их к эфиру придется больше средствами интернета. Главное все-таки – что есть спрос. Люди устают от масс-культуры, что на федеральных каналах, что в эфире».
Ну что, тут бы, благословясь, и взяться за создание и раскрутку новой музыкальной радиостанции в любимом городе? Однако подобную оптимистическую точку зрения разделяют не все. Лидер группы «Пит-Стоп», журналист Олег Беспалов музыкальному радио тоже человек, мягко говоря, не чужой – он несколько лет проработал ведущим в эфире уже неоднократно упоминавшегося «Радио-Стиль». И у него гораздо более скептический взгляд на перспективы такого радио во Владимире:
«Аудитория-то, конечно, подросла. И денежками, вероятно обзавелась. Из чего следует, что научилась разбираться в конъюнктуре рынка. То есть, понимает, по какой причине прежние проекты рок-радио во Владимире потерпели фиаско. Сейчас стало ещё труднее пробить нишу; уже не те времена, когда сканирование FM-диапазона давало лишь два результата. Сегодня есть предложения почти на любой спрос - от бодрых попсовых «унцы-унцы» до душещипательного «ох, мама, люблю я уркагана». Узконаправленных рок-радиостанций я не обнаружил даже в буржуинском эфире - всё перешло во всемирную сеть. Увы, такая музыка не в тренде. Второе «Радио-Стиль» у нас вряд ли появится - никому не захочется раскручивать новый бренд и думать над тем, чем заполнять эфир все 24 часа в сутки. Очень это накладно. Я допускаю, что могла бы появиться ретрансляция, например, «Радио-Рокс» с владимирскими вставками и авторскими программами, но и это радио уже давно не то, каким было в былые годы. Наверно, из-за того, что в самой рок-музыке всё реже появляются достойные внимания новинки, а на голом ретро далеко не уедешь».
Тоже вполне резонная и аргументированная точка зрения. Истина, очевидно, лежит где-то посередине. Понятно, что создать во Владимире радиостанцию с круглосуточным собственным вещанием с нуля сегодня не то, чтобы невозможно, а просто слишком затратно – зачем, если есть проверенные временем более дешевые рецепты? Кроме того, вопрос формата все-таки никто не снимает с повестки дня – даже если продекларировать «мы делаем рок-радио» - все равно, сложно представить себе, как в одном эфире будут уживаться, скажем, Оззи Осборн, Radiohead, Чак Берри и кто-то из владимирских музыкантов – хоть «Блэкмейлерз», хоть «Metamorphis». Как ни крути, а аудитория у этих исполнителей немного отличается, хотя и есть те, кто будет слушать всех пятерых. Ну и, конечно, необходимо найти ответ на вопрос – готов ли владимирский рекламодатель к тому, чтобы вокруг роликов, прославляющих товары или услуги его фирмы, крутилась такая музыка. Потому что в 90-е годы ответ на этот вопрос был дан однозначный и не радующий меломанов.
Источник публикации: ПроВладимир - культура
www.vladimironline.ru