В Гусь-Хрустальном открылась «Бессонница»
04.09.2013 12:40 Рубрика: Культура
В городском историко-художественном музее Гусь-Хрустального открылась уникальная выставка «Музей бессонницы». На вернисаже экспозицию представил ее автор – художник-дизайнер, скульптор Леонтий Озерников.
Древние мифы говорят о том, что богиня памяти родила 17 дочерей – покровительниц искусств. Этот круг муз художник и скульптор преобразил в свои дизайн-мистерии, а за основу взял образ женщины во всей ее многоликости и совершенстве, неизъяснимой красоте и греховности…
Леонтий Озерников является автором «Музея Зингера» в Германии, Музея Хо Ши Мина во Вьетнаме, Музея Н.В. Гоголя в Москве и Музея «Часы и время», располагавшегося во Владимире, вошедших в рейтинг «100 лучших музеев мира». Он принимал участие в создании «Музея фарфора» (Великий Новгород), удивительной экспозиции «8 чудес света» в обновленном Планетарии (Москва). Им создан дизайн Музея хрусталя имени Мальцова. Проекту дизайн-мистерии «Музей бессонницы» мастер посвятил около 15 лет и продолжает над ним работать. Большинство своих проектов художник воплощает в жизнь вместе с командой единомышленников из числа гусевских художников и мастеров стекла: Викторией Богатовой, Игорем Болушаевым, Дмитрием Белинским. Они участвовали и в работе над «Музеем бессонницы».
У посетителей «Бессонницы» складываются весьма противоречивые мнения по поводу экспозиции. Одни считают, что подобное творчество от лукавого и чувствуют среди ее экспонатов дискомфорт. Другие пытаются понять авторскую философию и принимают вычурные фигуры на черном фоне как художественную фантазию художника – в чем-то злую, где-то иронично-театральную, но и часто наполненную светом добра. В этом проекте одухотворенные автором объекты творчества явно переплетаются с реальностью.
Рассыпанные перед вратами, ведущими внутрь зала, медные монеты как бы подсказывают: оставьте все мелочное за порогом и войдите в новое пространство готовыми к душевной работе. Леонтий Озерников текстовыми пояснениями старается помочь человеку вникнуть в суть увиденного. Вначале гостей встречает детский фотопортрет автора, зовущий к истокам жизни, к чистоте (помните «начать с чистого листа»?). Вскоре мы подходим к Еве – первой женщине, созданной Богом, вкусившей запретный плод и тем самым поведшей человечество по самому тернистому из множества путей, уготованных для людей Творцом. Ее прекрасную в наготе фигуру обрамляют и змей-искуситель, олицетворяющий зло, грех, искушение и обман; и металлические механизмы часов – атрибуты отмеренного времени и быстротечности процессов… На ладонях у Евы – две половинки запретного плода, а в авторском обращении к нам простая и мудрая мысль: право выбора есть всегда, и оно за вами.
Сфинга – женская особь чудовища Сфинкса, хранительница двух пирамид, направленных вверх – к небу и вниз – к земле. Пирамид, олицетворяющих мужской и женский принципы творения и сходящихся в точке соприкосновения. А многообразная и живописная Дарохранительница восхваляет святость колыбели зачинания нового существа, неслышно оплакивает неминуемые тяготы пути. Рядом яркая Саломея – лучшая танцовщица Иудеи, женщина-праздник, ликование молодого тела. В ее руках кассеты с музыкальными записями, и автор назвал ее Саломеей-диско. Это уже совсем наша повседневность с ее попсовой культурой. Грусть и улыбку вызывает прибор «счастьемер» – шутка вслед великому Леонардо да Винчи, утверждавшему, что счастье ничем измерить нельзя.
Журналистам близка Шахерезада Медиа, возлежащая на современном телевизоре, транслирующем ролик, в котором Леонтий Озерников рассказывает о своем Музее бессонницы. Хочется задержаться и у композиции «Рождение Венеры» – вечно юной богини любви и красоты, показанной в раскрытой раковине-лоне. Неожиданная Матрешка устами Марка Аврелия призывает нас посмотреть внутрь себя. Потешна и в то же время, по-моему, трагична Роботесса и ее мотошут. Неужто роботы завоюют мир? С загадочной богиней Луны Селеной соседствует Вакханочка – опьяняющая соблазнительница, расплескивающая жизнь, хозяйка спасительного для многих бокала… И выбор вновь за каждым из нас.
В завершающей части экспозиции важная для человека Башня: ведь мы любим строить башни – сначала в детской песочнице, потом в пустынях и на проспектах. Все просто: Башня – это лестница, путь на небо, подсознательное отдаление от земного и приближение к божественному. И автор здесь опять прав. В тему размещенная в центре зала грациозная ПриЧАС-ница ночи, рядом могущественная Сивилла-прорицательница, свидетельница образов, знаков, снов, видений и знамений. Как много «сивилл» развелось вокруг нас!.. А через своеобразную сферу-увеличитель можно разглядеть наколотое на кончик иглы знаменитое горчичное зерно – символ веры. В давние времена семя черной горчицы, из которого вырастает «дерево» до трех метров ростом, первые христиане почитали как символ: если есть у человека хоть малое зерно веры, оно разрастется, и ему будут подвластны великие дела. А в целом знакомство с этой экспозицией, по замыслу Леонтия Озерникова, сводится к поискам смысла нашего существования. Автор, и мы вслед за ним, старается проникнуть в таинства человеческой жизни.
Источник публикации: ВИП Новости. Культура
www.vladimironline.ru