о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Николай Горохов: «театр - это щелочка света»

04.10.2012 09:40 Рубрика: Культура


- Николай Анатольевич,  под занавес предыдущего сезона в жизни нашего академического театра  произошло много интересных, знаковых  событий, но по непонятным причинам они не получили должного освещения. Полагаю, что было бы правильным рассказать нашим читателям об этом в канун нового театрального сезона?- Действительно, в конце предыдущего сезона мы со спектаклем «Король Лир» успешно выступили в Херсоне на фестивале национальных театров. В нём участвовали 28 театров из 7 стран - подчеркиваю, это были национальные театры, то есть коллективы очень высокого уровня,  с  завидным государственным финансированием. Например, Бакинский национальный театр приехал с вручения премии «Золотая маска», привез богатейшие костюмы. В российской «обойме» были Нижегородский театр и известный Пермский театр «У моста» - лауреат национальной премии Чехии  и той же «Золотой маски». Ну, и, конечно, фаворитом небезосновательно считался Киевский академический драматический театр им. Ивана Франко, которым многие годы руководил недавно ушедший от нас Богдан Ступка. Киевляне выступали на общих основаниях, и мы имели счастье разделить с ними главную премию. Одна украинская актриса, почитаемая у них как великая, увидев нас в программе фестиваля, спросила: «А що це таке Владимир?»  «Это вторая столица древней Руси после Киева», - пояснили ей. После спектакля она подошла к нам и сказала: «Я сегодня увидела великий русский театр. Это лучшее, что я видела за последнее время».Вообще, успех «Короля Лира» стал для нашего театра как бы логичным завершением удачного фестивального периода  в прошлом сезоне. Я имею в виду здесь и фестиваль в Тамбове, куда мы ездили со спектаклем «На всякого мудреца довольно простоты». Галина Иванова была признана лучшей актрисой, ваш покорный слуга  получил диплом «За выдающийся вклад в театральное искусство России». мой ученик Александр Аладышев удостоен приза как лучший молодой актер фестиваля, а главным достижением явилась победа в номинации «Лучший театральный коллектив». Это дорогого стоит.Кроме того, в третий раз выезжали на фестиваль со спектаклем «Андрей Боголюбский» - по приглашению вологодцев. Искренне горжусь этим спектаклем, в нём тоже занято много моих учеников. Мы выступали прямо на территории Вологодского кремля: ливень прошел, комары, холод - на улице всего 5 градусов тепла, а у меня сцены, где я босой хожу, но это того стоило! Спектакль закончился в 2 часа ночи - ни один зритель не ушел. На следующий день выступал БДТ с О.Басилашвили и А.Фрейндлих в главных ролях, но буквально на их глазах именно нас атаковала армия журналистов. Правда, были вещи, которые обескуражили. Одна дама из числа так называемых экспертов, решающих судьбу театральной  премии «Золотая маска», сказала, что они плохо знают русскую историю и лучше ориентируются в западной.- Говорят, что в советские времена премии в творческих профессиях вручались не столько за «яркость», сколько за совокупность заслуг. Но теперь все якобы еще хуже, и острая критика  в адрес «Золотой маски» - не такое уж редкое явление в СМИ.- Упомянутый выше Б.Ступка в своем последнем интервью сказал, что живет в мире мелкого современного героя и «нашептывания в уши». Психологический русский театр отставлен, всё отдается на потребу низкопробного вкуса определённой категории зрителей. Это уже слова Галины Волчек, которая, как раз, открыто выступает против «Золотой маски». Ушёл романтический герой. Мы видим, что сегодня, говоря словами Маяковского, «мурло» диктует правила игры. Экран и сцену заполонили девицы с длинными ногами и пустыми глазами и антигерои - агрессивные, лысые, с пивным брюшком. Почему многие любят смотреть советские фильмы 50-70-х годов? Потому что там были лица Тихонова, Рыбникова  и Стриженова, на которые приятно смотреть и характеры которых во все времена будут притягательны: благородные, трудолюбивые, человечные. - И все же, по-моему, театр потому и выжил, что в нем сохраняется вот эта тяга к романтичному поступку. Театр продолжает просвещать нас и воспитывать, причем каждый спектакль теребит в душе какие-то разные струнки - сколько раз ты его ни смотри. Но были разные времена… До прихода в качестве руководителя коллектива Б.Гунина  наш академический театр едва не скатился на уровень коммерческого проекта.- Да, надо отдать должное Борису Григорьевичу. Гунин - лучший директор театра за последние годы. Говорю это как человек, который служит во владимирском  театре 30 лет. Действительно, на рубеже 1990-2000-х годов  был период, когда на формирование репертуарной политики оказывала сильное влияние торгашеская психология, я тогда даже на время покинул театр. Решил, что надо заниматься молодежью, чтобы не упустить ребят, не допустить торжества  цинизма над талантом. Словом, ушел в педагогическую работу в колледже культуры и университете. Не скрою, мне было очень приятно, когда газета «Культура» написала, что на театральной «грядке» Владимирской области под опекой Горохова  «проклюнулся экологически чистый росток». Сегодня и зрелые актеры убедились: театр выстоял благодаря, в том числе, и вот этому «экологически чистому ростку». Более того - стараниями молодежи театр поднялся на несколько ступеней вверх. На нынешнем фестивале «У Золотых ворот» известный театральный критик, заместитель художественного руководителя Малого театра  Валерий Подгородинский, читая «Золотые лекции», отметил, что он наблюдает за развитием нашего театра 35 лет, и сегодня здесь, по его мнению, работает лучшая труппа, включая молодые кадры.- Есть ли у учителя Горохова ученики, которые его уже в чем-то превзошли?- Мой ученик Владимир Кузнецов, несмотря на молодость, уже является штатным режиссером театра и в этом качестве признан и востребован на театральном пространстве России. Он поставил спектакли в театрах Барнаула и Красноярска, получил за них премии. Он берется за такую сложную классику как «Стеклянный зверинец» Т.Уильямса - и не безуспешно, на мой взгляд. Два года в нашем театре на малой сцене идет поставленный им спектакль «Собачье сердце» по М.Булгакову. И вдруг, неожиданно даже для меня, Володя поставил «Золотого теленка», предложив своему учителю - после всех ролей царей! (смеется, - прим. автора) - роль Паниковского. Как же интересно было работать! И как потом забавно было читать отклики в интернете о том, что «такого Горохова мы еще не видели». И, конечно, я горжусь тем, что на  многих фестивалях отмечены актерские работы моих учеников  Александра Аладышева, Анны Лузгиной, Антона Карташова, Анатолия Шалухина, Натальи Демидовой, Валерии Емельяновой и др.- Возвращаюсь к началу нашего интервью: по непонятным причинам об этом мало кто знает. Такие факты надо афишировать, а властям - не скупиться  на господдержку молодым талантам, да и в целом театру. Много ли у нас академических коллективов?! Это ведь тоже своего рода бренд области; это высококлассный бренд, который демонстрирует уровень нашей общей культуры, как говорится, за внешним периметром. Почему же создается впечатление, что театр у нас сегодня развивается в каком-то вакууме?- Боюсь, что впечатление соответствует реальности. В свое время мне было непонятно, почему так скупо просачивается информация о пластическом спектакле «Мужчина и женщина». В других регионах, где его видели, о нем говорили с придыханием. Спектакль завоевал гран-при в Москве на фестивале высших театральных школ мира, в Европе вызвал ажиотаж. А в Воронеже что творилось! «Вас, наверное, за этот спектакль в области на руках носят?» - спросили меня как-то. Чуть было в сердцах не ответил: «Не носят, а выносят!». Я понимаю: мы - дотационный регион, возможности бюджета невысоки, но и у других ведь ситуация не лучше. В Вологодской области, например, бюджет гораздо напряженнее, а семье моих учеников, когда они туда перебрались, сразу дали квартиру. В других, даже очень «бедных» регионах местные премии в сфере искусств на порядок выше, чем у нас. Еще раз мысленно аплодирую директору Б.Гунину - он в таких условиях еще как-то умудряется маневрировать.- Может быть, у владимирского академического театра просто слабое лобби в администрации области? Между пристрастиями первого лица и развитием той или иной сферы всегда была прямая связь. Ельцин любил теннис - и мы вошли в мировые рейтинги, Путин - борец, и первые медали Лондонской олимпиады нам принесли единоборцы…- Бывший первый секретарь обкома КПСС Ратмир Бобовиков 12 раз приходил с супругой на спектакль «Колокола»,  и при нем театр получил второе дыхание.  Вашего покорного слугу он ввел в состав  обкома партии, хотя для «социального лифта» мне этого не требовалось - я на тот момент уже был заслуженным… Ваш вопрос вполне обоснован. Ведь вот есть же у нас коллективы, которым присвоено звание особо ценного объекта культуры Владимирской области и поэтому финансирование у них более приличное. Но вообще  в сложном положении находится не только драмтеатр. Как бывший председатель областного совета творческих союзов, не понаслышке знаю, насколько уникальные у нас художники. И что же? Как власть их поддерживает? Пока в администрации работала А.Паевская, отношение к людям творческих профессий было совсем иным. Она очень тонко чувствует особенности работы и журналиста, и артиста, и поэта, и художника. Многих продолжает поддерживать и теперь, в меру нынешних своих возможностей. Хотелось бы  вспомнить добрым словом еще одного начальника  управления культуры советских времен - Вячеслава Крутова. Он умел видеть людей, обладающих тем, что называется «общественный темперамент», опирался на них и поэтому смог многое  сделать для культуры.- Как же это получается: народный артист Горохов тепло вспоминает о советских временах, но одновременно критикует администрацию «красного региона» и на выборах президента соглашается стать доверенным лицом кандидата Путина? - Не все коммунисты были плохи, я это всегда говорил. Но, как потомок священника, никогда не был сторонником радикализма  и революций. С другой стороны, не люблю слово «толерантность» - она у нас принимает форму «моя хата с краю». Свои убеждения надо отстаивать! Полагаю, что В.В.Путин выбрал меня как раз за умение защищать то, что считаю правильным. Накануне президентской избирательной кампании  ко мне подошел руководитель его штаба, профессор ВЮИ Валерий Морозов и сказал: «Я Вас знаю как порядочного человека. Путину сейчас крайне важно опереться на людей, которых  хорошо принимают люди и которые понимают, что их обязанность - защищать гражданские права». Победа далась президенту нелегко, а ситуация в стране отнюдь не такова, что можно расслабиться. Внутри - «кущевки», извне - навязывание нам «пятых колонн», возглавляемых вскормленными  светскими львами и львицами, типа Ксении Собчак. Владимир Владимирович  находит возможности маневрировать, потому что это очень тактичный человек  и зрелый политик. В стране за время реформ уничтожили главное - нашу самоидентичность, а Путин кропотливо её восстанавливает, и за 12 лет научился во всем идти эволюционным путем. Это для меня  - лучший аргументом «за». А еще очень показательный индикатор, на мой взгляд,  - это те яростные нападки, которые стали возникать  на Западе при одном известии о его возвращении на президентский пост. Не надо заблуждаться - Западу не нужны сильная Россия и сильный президент, поэтому мы и стали свидетелями волнений, вылившихся на Болотную площадь, поэтому  я и решил принять предложение Путина стать его доверенным лицом. Я знал, что у нас в области это будет трудно. Но, слава Богу, люди у нас мудрее, чем мы иногда о них думаем.- Что помогает Вам преодолевать трудности и вообще тянуть весь этот воз, что Вы на себя взвалили?- Я - человек православный,  в вере черпаю силы, следую призыву священнослужителей: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет». Да, много раз  хотелось уйти, но однажды прочитал книгу об одном ученом, который прошел через лагерь детей «врагов народа» и множество несправедливостей и испытаний, но не озлобился. Он рассказывал о том, что в детстве редко видел отца, - тот очень много работал. Но, просыпаясь по ночам, мальчик видел, что из кабинета отца льется свет, - значит, отец все-таки рядом, он  усердно трудится - в том числе и для него. И вот эта щелочка света вела его потом по жизни. У наших молодых артистов тоже должна быть в жизни эта щелочка света. И я для себя решил, что театр - это лучшая «кафедра», с которой можно много доброго сказать и привить. Фото из архива редакции.Автор: Елена Сатарова.

Источник публикации: Молва. Культура



www.vladimironline.ru




только в разделе Культура

Последние новости

Все новости