о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

«Когда играешь на стике – возникает ощущение полета»

24.02.2012 11:30 Рубрика: Культура


Борис Базуров - патриарх русского фолка

В эту субботу во Владимире, в Областном доме работников искусств выступил Борис Базуров – композитор, дирижер, певец и мульти-инструменталист, стоявший у истоков российского этно-симфо-рока.

За его плечами - Академия хорового искусства имени Свешникова и Российская академия музыки имени Гнесиных. Работа в ансамбле Дмитрия Покровского, сотрудничество с режиссерами Андреем Кончаловским, Никитой Михалковым, Игорем Масленниковым, успешное творчество в рамках собственных проектов - ансамбля «Русичи» и этно-рок группы «Народная опера».

«Революционером я себя не чувствую, но я создаю новые форматы», - без тени лукавства сказал как-то о себе Борис Базуров, и в этом нет ни капли позерства. Ведь его перу принадлежат первые отечественные этно-рок-оперы «Казак Степан Разин» и «Рюрик Конунг Русский», а также сюита «Русалии», мюзикл «Снежимочка» на стихи Велимира Хлебникова и кантата «Псалмофония».

Наконец, Борис Базуров разработал свою собственную систему десятипальцевого тэппинга на стике Чепмена и сегодня с успехом совмещает игру на нем и гуслях, работая в новом для него формате «one-man-band» или, по-нашему, человека-оркестра. Правда, во Владимир Базуров приехал со своим партнером - перкуссионистом Михаилом Соколовым, который смог выгодно оттенить игру маэстро. Впрочем, о впечатлениях от совместного музицирования двух гостей – чуть позже.

В назначенный час немногочисленные любители неординарной музыки собрались в уютных стенах Областного дома работников искусств, где перед ними предстал седовласый, длинноволосый и бородатый мужчина с серьезным взглядом - ну, просто иллюстрация к образу древнеславянского сказителя былин. Несколько слов благодарности в адрес организатора концерта руководителя фонда Art-Progressive-Concept Сергея Миляева: «Огромный респект таким людям, которые без какой-то серьезной финансовой поддержки заручаются доверием музыкантов и привозят их сюда – это дорогого стоит», - отметил маэстро, после чего провел своеобразный ликбез на тему жанровых и технических особенностей своего творчества, а затем – нередко комментировал ту или иную композицию по ходу выступления.

«Мне интересно все - от глубокой этники до современных скоморошин»

О концепции

«Данный проект – Boris Bazurov Experience - это инспирация, даже, если хотите, провокация молодежи на какие-либо творческие свершения. Сейчас очень много современных музыкантов озабочены идеей таких вот компактных групп, один - два человека, но с полноценным звучанием. С Михаилом Соколовым мы знакомы всего два года, но ощущение, что знаем друг друга всю жизнь. Он хороший музыкант и композитор. Мне с ним по-настоящему интересно играть».

Об инструментах

«Мои инструменты родились на свет в разные года: стик Чепмена или просто стик – 2008 году, а гусли – аутентичная копия псалтырных Новгородских, только сделанные из графита - в 1992-ом. Оказалось, что они прекрасно сочетаются друг с другом. В первое время я даже играл, соединив их в один инструмент с помощью графитовой иглы от виолончели и шелкового шнура, – так организовалась система, получившая название «Гуслетар», которая очень понравилась изобретателю стика Эмметту Чепмену».

О концертной программе

«Мне интересно все - от глубокой этники до современных скоморошин. Вот древнеславянскые руны. Была такая у нас письменность, еще до Кирилла и Мефодия. Потом – фриджазовый кусок на стихотворения Велимира Хлебникова. Наконец, памятник древнерусской литературы, «Боянов гимн», былина «Торопанишка». Вот такой винегрет».

О Владимире

«Как сейчас помню: 1979 год, Курский вокзал, электропоезд Москва – Владимир. Я со своей комплекцией бегу, как метеор, вскакиваю в последний вагон, и двери тут же закрываются. Если бы не успел, моя карьера была бы совершенно другой. Тогда я попал в ансамбль Покровского, и впервые поехал с ним на гастроли, и именно во Владимир. Потом я привез сюда ансамбль «Русичи». И вот - первый концерт в таком формате вне Москвы – и это вновь Владимир. Такое вот совпадение».

Демонстрация возможностей современного человека-оркестра

Немного подготовив публику, Борис Базуров все же умудрился ошеломить слушателей с первой ноты. Человек-оркестр с ходу продемонстрировал, на что он способен: на людей обрушился целый водопад звуков. Упруго пульсировал бас, поперек которого струилось заковыристое соло, фоном звенели не то причудливо измененные с помощью целой батареи эффектов духовые, не то струнные. И надо всем этим парил протяжный, напевный вокал маэстро.

В этом поистине оркестровом многообразии звуков перкуссионисту Михаилу Соколову оставалось не так уж и много места, но он с блеском вышел из сложившегося положения – удачно комментируя те или иные музыкальные или вокальные фразы. Порой композиции были столь запутанными, что понять логику музыкального развития за полиритмичностью, сменами настроений, замедлениями и ускорениями не представлялось возможным. И тогда перкуссия служила своеобразным маяком в этом море музыкального хаоса.

При этом надо отметить, что основа репертуара Бориса Базурова - скоморошины, старинные былины, распевы. Поначалу, даже возникло ощущение противоестественности такого смешения «старины глубокой» и современных музыкальных выразительных средств. Те же абсолютно фриджазовые импровизации на стихи Хлебникова воспринимались более органично. Впрочем, наверное, кому как. Но чего уж точно не отнять у Базурова – так это оригинальности мышления. Если многие из используемых им приемов звукоизвлечения уже были апробированы Аланом Холдсвортом, Тони Левиным, Треем Ганном и другими, то в деле синтеза принципов средневековой русской музыки и современных технологий Борис Базуров – первый. И дай Бог, чтоб не последний.

«Вся эта техника дает музыканту главное - полную свободу самовыражения»

По окончании концерта, музыкантов обступили зрители. Одним хотелось по- ближе рассмотреть знаменитый стик. Другим – задать гостям вопрос. После того, как довольная публика, удовлетворив свое любопытство, небольшим ручейком потекла в гардероб, настал наш черед пообщаться с Борисом Базуровым. Интервью состоялось в процессе собирания многочисленных «примочек» музыканта, что придало беседе изрядную долю спонтанности.

- Пока свежи ощущения от концерта, поделитесь вашими впечатлениями.

- Хорошая публика. Думающая, критичная, ибо задавали хорошие вопросы – их было немного, но правильные и по делу. Так, я вдруг обнаружил, что у меня три последние вещи идут в ми миноре. А этот момент очень важен, когда одна тональность - возникает ощущение «ну, сколько можно». Этим грешит, обычно хард-роковая братия, а так как все мы родом из детства – то и я тоже. Что ж, буду менять очередность.

- Приоткройте дверь вашей творческой кухни, расскажите, как вы создаете такие необычные композиции?

- Трудно ответить. Как создается композиция? Да Бог ее знает. Бывает, что вначале приходит фраза или словосочетание. А бывает и наоборот - нашел во время импровизации интересное сочетание нот. Просто пальцы так легли. Ведь тактильное ощущение очень важно. Ну вот, так или иначе, она пришла, и надо с ней что-то делать. Как ни странно, дальше будущая композиция начинает мне сама себя надиктовывать. И продолжается это месяца три-четыре, не меньше.

- А как вам удается достичь такого необычного сочетания вокальной партии в фольклорных традициях и безумной авангардной импровизации?

- Я этим долго занимался. Когда ты по образованию дирижер-хоровик, то это не так уж и сложно. Для меня это игра, в которую я еще не наигрался. Например, когда я услышал, как поют донские казаки, то понял, что это чистый хард-рок. Остается только выучить, что и как они поют, и аранжировать это. Но инструментальное сопровождение создается с учетом того, что диктует аутентичный материал. Просто я слышу эти песни именно так.

- Наблюдая за вашим выступлением, я всю дорогу удивлялся, как вы ориентируетесь в этом многообразии процессоров и педалей?

- Да – у меня здесь двенадцать приборов. Две стороны стика идут по аудио и по миди. Гусли – то же самое. Подчас при помощи контролеров три гитарных процессора работают синхронно или отдельно. То есть я в процессе игры могу что-то менять.

- Но зачем так много эффектов?

- Кайф, когда играешь. Вы знаете, что человек по законам бионики может контролировать пять каналов информации. Если появляется шестой или седьмой, то начинается бессознательный процесс контроля. Я пока справляюсь. Тем более, что когда играешь на стике и гуслях со всеми этими эффектами, будь то миди-синтезаторы, вокодер и так далее, - то возникает ощущение полета. Работать в команде интересно только по молодости. Сейчас мне комфортнее импровизировать на стыке этно, фьюжн и современной академической музыки в формате «one-man-band». Что, впрочем, не исключает появления дополнительных музыкантов, как сегодня, или солистов. Это, если хотите, новый исполнительский формат и за ним, по-видимому, будущее. Вся эта техника дает музыканту главное - полную свободу самовыражения. А также единоличный контроль за темпом, тесситурой, полифонией и аккордикой. При желании можно запросто играть со случайными величинами, и исполнять ту же былину с «плавающей точкой», когда каждое новое исполнение будет иметь свою структуру. И никаких ритм-боксов, никаких луперов. В такой манере трудно достичь некой перфектности. Зато кайф – совершенно чумовой.

Владимир МИХАЙЛОВ

Фото автора


Источник публикации: ВИП Новости. Культура



www.vladimironline.ru




только в разделе Культура

Последние новости

Все новости