Под знаменем Дмитрия Донского
05.07.2011 10:40 Рубрика: Культура
Во Владимире вышла очередная книга главного режиссёра Областного театра кукол, заслуженного артиста России Владимира Миодушевского, известного также как автора полюбившихся многим стихов для детей. В кратком обращении к читателю Миодушевский называет свою книгу «Мгновения», хотя на обложке она значится как «Миодушевные мгновения».
Возможно, кому-то может показаться дерзостью обыгрывание автором своей фамилии в самом названии книжки. Но это только в начале. На последних страницах читателю уже не будет так казаться, потому что практически всё, что Миодушевский представил на суд читателя, написано от первого лица и пропущено через его сердце.
Впрочем, не только написано. Все иллюстрации к циклу стихов для детей, которые читатели найдут в альманахе (именно литературно-художественным альманахом одного автора было бы справедливее назвать эту книжку), созданы самим автором стихов. В нём же - серия репродукций лучших графических работ В. Миодушевского. Они вызывают большой интерес необычной манерой письма и глубиной содержания, тем самым философским подтекстом, без которого Владимир Георгиевич не считает свои работы законченными, а тем более удавшимися.
Основу же сборника составляют мини-рассказы, как отмечает автор, об интересных моментах, которые были в его жизни, жизни его родных и знакомых. По жанру миниатюры Миодушевского напоминают устные рассказы (непревзойденным мастером устного рассказа был незабвенный Ираклий Андроников) с чёткими сюжетными линиями, яркими фактами или событиями в центре. Автор не навязывает читателям ни своих рецептов жизни, ни своего толкования её фрагментов и штрихов. Его активная гражданская позиция выражается, прежде всего, в выборе самой тематики маленьких рассказов, в стремлении подчеркнуть, что мы, по недомыслию или головотяпству, забыли взять с собой что-то важное в новую Россию из той эпохи и страны, которых уже нет. Вот один из таких примеров. Соседка автора, тётя Надя, была на фронте военным хирургом. С войны вернулась вся в орденах и медалях. Когда из жизни уходили её бывшие боевые подруги, тётя Надя просила родственников отдать ей на память чайные чашки и блюдца умерших. Никто, конечно, не отказывал ей, но мало кто понимал, зачем ей это нужно. Но в очередную годовщину Великой Победы всё сразу открылось. Тётя Надя поставила на праздничный стол не посуду из скромного чайного сервиза, а те самые «разнокалиберные» чашки, которыми её подруги пользовались. «Ну вот, опять День Победы. И опять мы вместе… Вот только Екатерина не пришла, я её чашку нечаянно разбила… Ну ничего, скоро и моя чашка к вашим присоединится…», - приговаривала она. Потом тётя Надя вышла на балкон и закурила, как бывало на фронте, хотя курить бросила ещё лет 20 назад.
В этом рассказе всего 24 строчки (!). Но по силе воздействия на читателя эта история, поднятая из глубины жизни, как поднимают незамутнённую студёную воду из глубокого колодца, вряд ли сравнится и дюжина вымученных в кабинетной сутолоке очерков и зарисовок на эту тему.
И ещё о гражданской позиции. Проницательный читатель найдёт в книге В. Миодушевского вполне конкретные ответы и на острые вызовы времени. Ещё в 1991 году гордость нашей поэзии Е. Евтушенко писал: «Потеряла Россия в России Россию.//Она ищет себя, как иголку в стогу…». Найдёт ли она себя снова, найдём ли мы себя в ней? Этот вопрос мучил и профессора Водолагина из рассказа Миодушевского «Урок патриотизма». Он читал студентам литературного института имени Горького лекции по истории СССР. Однажды, войдя в аудиторию, где все уже были в сборе, он без всяких предисловий начал свою лекцию так: «История СССР! 1380 год! Просто дата? Просто Куликовская битва? Нет! Это я - Водолагин - стою под знаменем Дмитрия Донского!». После этих слов на глазах у профессора выступили слёзы. Он-то точно нашёл ответ, где и как России следует искать себя.Автор: Юрий Луговой
Возможно, кому-то может показаться дерзостью обыгрывание автором своей фамилии в самом названии книжки. Но это только в начале. На последних страницах читателю уже не будет так казаться, потому что практически всё, что Миодушевский представил на суд читателя, написано от первого лица и пропущено через его сердце.
Впрочем, не только написано. Все иллюстрации к циклу стихов для детей, которые читатели найдут в альманахе (именно литературно-художественным альманахом одного автора было бы справедливее назвать эту книжку), созданы самим автором стихов. В нём же - серия репродукций лучших графических работ В. Миодушевского. Они вызывают большой интерес необычной манерой письма и глубиной содержания, тем самым философским подтекстом, без которого Владимир Георгиевич не считает свои работы законченными, а тем более удавшимися.
Основу же сборника составляют мини-рассказы, как отмечает автор, об интересных моментах, которые были в его жизни, жизни его родных и знакомых. По жанру миниатюры Миодушевского напоминают устные рассказы (непревзойденным мастером устного рассказа был незабвенный Ираклий Андроников) с чёткими сюжетными линиями, яркими фактами или событиями в центре. Автор не навязывает читателям ни своих рецептов жизни, ни своего толкования её фрагментов и штрихов. Его активная гражданская позиция выражается, прежде всего, в выборе самой тематики маленьких рассказов, в стремлении подчеркнуть, что мы, по недомыслию или головотяпству, забыли взять с собой что-то важное в новую Россию из той эпохи и страны, которых уже нет. Вот один из таких примеров. Соседка автора, тётя Надя, была на фронте военным хирургом. С войны вернулась вся в орденах и медалях. Когда из жизни уходили её бывшие боевые подруги, тётя Надя просила родственников отдать ей на память чайные чашки и блюдца умерших. Никто, конечно, не отказывал ей, но мало кто понимал, зачем ей это нужно. Но в очередную годовщину Великой Победы всё сразу открылось. Тётя Надя поставила на праздничный стол не посуду из скромного чайного сервиза, а те самые «разнокалиберные» чашки, которыми её подруги пользовались. «Ну вот, опять День Победы. И опять мы вместе… Вот только Екатерина не пришла, я её чашку нечаянно разбила… Ну ничего, скоро и моя чашка к вашим присоединится…», - приговаривала она. Потом тётя Надя вышла на балкон и закурила, как бывало на фронте, хотя курить бросила ещё лет 20 назад.
В этом рассказе всего 24 строчки (!). Но по силе воздействия на читателя эта история, поднятая из глубины жизни, как поднимают незамутнённую студёную воду из глубокого колодца, вряд ли сравнится и дюжина вымученных в кабинетной сутолоке очерков и зарисовок на эту тему.
И ещё о гражданской позиции. Проницательный читатель найдёт в книге В. Миодушевского вполне конкретные ответы и на острые вызовы времени. Ещё в 1991 году гордость нашей поэзии Е. Евтушенко писал: «Потеряла Россия в России Россию.//Она ищет себя, как иголку в стогу…». Найдёт ли она себя снова, найдём ли мы себя в ней? Этот вопрос мучил и профессора Водолагина из рассказа Миодушевского «Урок патриотизма». Он читал студентам литературного института имени Горького лекции по истории СССР. Однажды, войдя в аудиторию, где все уже были в сборе, он без всяких предисловий начал свою лекцию так: «История СССР! 1380 год! Просто дата? Просто Куликовская битва? Нет! Это я - Водолагин - стою под знаменем Дмитрия Донского!». После этих слов на глазах у профессора выступили слёзы. Он-то точно нашёл ответ, где и как России следует искать себя.Автор: Юрий Луговой
Источник публикации: Молва. Культура
www.vladimironline.ru