о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Недосказанные миры Ильи Савельева

21.04.2011 13:00 Рубрика: Культура


В Областном центре изобразительного искусства открылась персональная выставка живописца Ильи Савельева - одного из резко узнаваемых и в то же время мало известных широкой публике владимирских художников.

Илья Савельев родился в 1953 году в г. Куйбышеве, окончил Ивановское художественное училище. Переехав во Владимир, он попал под обаяние основателей владимирской школы живописи. Ученик Александра Лукина Илья Савельев унаследовал от своего наставника особую любовь к изображению холмистых разноцветных стогов, и главный принцип работы художника - постоянное самопознание. Импрессионизм, играющий цветом и светом, стал для И.Савельева одним из стилей работы, сверхзадачей которой он поставил открыть дорогу в недосказанное. «Идет концентрация не натуры, а впечатлений, душевного состояния, а оно не может быть материальным. Марк Родко сказал, что лучше недосказать, чем пересказать все, но нужно знать меру недосказанности, чтобы зритель включал свои ассоциации, свои чувства. В жизни много всяких измерений и нюансов. Что-то в моих сюжетах мне подсказывает интуиция, и я пытаюсь отобразить это на холсте», - объясняет происхождение своих сюрреалистических работ Илья Савельев.

Калейдоскоп из несоразмерно высоких, ростом с колокольню, словно идущих по воздуху крестьянок на фоне маленьких домиков и деревьев, призрачные силуэты гуляющих в старинном пейзаже дам с солнечными зонтиками и с собачками отсылают нас к картинам Марка Шагала и Поля Дельво. Точно из счастливых снов, мгновенно ускользающих из памяти, щемящие полуфантастические образы людей, деревьев, зданий наслаиваются друг на друга. Проснувшись, мы невольно начинаем раскручивать загадочные сны обратно, интуитивно предполагая, что нам было дано увидеть что-то очень важное, что мы получили свыше какой-то знак. Илья Савельев, постоянно зашифровывая в своих картинах некие послания, дает работам нарочито незатейливые названия.

«Когда я писал картину «Светлое утро», было ощущение, что ты находишься в комнате, и вдруг открываешь окно, а за ним - неземная благодать, - объясняет художник, - откуда в реалистическом апрельском пейзаже появились горизонтальные полосы - просветы с яркой зеленью листвы. - Апрель - очень загадочный месяц. Дыхание мая, с его запахами и звуками, мы начинаем ощущать уже ранней весной». География и время на картинах художника - нередко условные, в его жанровых сюжетах логика переплетается с чувствами. «Дама с собачкой» выходит из парка, в котором отсутствуют не только дорожка, но даже и просвет между деревьями. На полотне «В городском саду» узнаваем холм с Николо-Галейской церковью и даже отчасти смотровая площадка, однако на ней присутствуют округлые павильоны, придуманные самим живописцем. Так что дамы былых времен совершают променад по-над Клязьмой, чтобы потом уйти в город через эти павильоны.

Многие картины Ильи Савельева условно делятся на две части - реальную, с деревнями, стогами, лодками, и невидимую, откуда выступают силуэты святых. Художник подходит со своей меркой к миру реального, возвышая неброское и переводя предметность в категорию чувств. И натюрморт со множеством вазочек с простенькими цветами получает более высокий статус по названию картины - «Нескучный сад». Портрет женщины за столом («Красная гостиная») тревожит зрителя огромной, противоестественно расширяющейся по краям поверхностью стола, покрытого белой скатертью. Словно жизнь женщины наполнилась белой пустотой.

Музой художника Савельева является его жена, часто присутствующая на его портретах и в жанровых полотнах. Это также роднит владимирского сюрреалиста с Полем Дельво, современником Дали.
Автор: Кира Мартова. Фото: Владимир ФИЛИМОНОВ.

Источник публикации: Молва. Культура



www.vladimironline.ru




только в разделе Культура

Последние новости

Все новости