о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

«Смерти нет, это всем известно…»

18.02.2011 08:40 Рубрика: Культура


На последнем заседании киноклуба «Политехник» владимирским зрителям был представлен документальный фильм Юлии Панасенко «Outro». Этим музыкальным термином, обозначающим завершающие аккорды мелодии, молодой режиссер, выпускница Владимирского государственного университета назвала свой рассказ о последних месяцах жизни молодой женщины, умирающей от рака.

Нашим читателям уже известно, что в конце прошлого года фильм «Outro» был удостоен двух престижных наград - Гран-при международного фестиваля документального кино «Артдокфест» и премии гильдии кинокритиков и киноведов «Белый слон». И, как сообщила собравшимся в зале зрителям руководитель «Политехника» Вера Цветаева, недавно фильм Юли Панасенко был выдвинут еще и на «Нику»! Такой резонанс понятен - ведь в фильме поднята тема, которая касается нас всех, но о которой мы, как правило, даже боимся говорить вслух…

Со своей героиней Юля познакомилась в доме, где снимала квартиру, - они оказались соседями по лестничной площадке. Узнав о том, что Светлана недавно перенесла онкологическую операцию и чувствует себя неплохо, Юля захотела снять фильм о победе над смертью. Новая подруга приняла идею на «ура» и разрешила ей снимать все. Позже Света скажет: «Пусть от меня хоть что-то останется…». Период ремиссии оказался недолгим, состояние больной стало ухудшаться, и скоро стало понятно, что надежды нет. Именно к этому периоду относится большинство сцен фильма. Героиня общается с друзьями, соседями, медработниками, с матерью, приехавшей издалека, устраивает судьбу любимой собачки. О скорой смерти Светланы и она сама, и окружающие ее люди уже говорят как о неизбежности.

Мы не видим в кадре автора фильма, но она постоянно присутствует рядом, держа в руках камеру. Для самой Юли Панасенко период съемок стал, кроме всего прочего, очень важным фактом личной биографии. Она не просто работала над фильмом - она активно вошла в судьбу другого человека, по сути, подарив своей героине несколько месяцев полноценной жизни, она не дала Светлане увязнуть в одиночестве и депрессии. Мы видим Свету в окружении любящих и понимающих людей, которые помогают ей подготовиться к переходу в иной мир, которые говорят об этом переходе как об увлекательном путешествии, ожидающем рано или поздно каждого из нас. И, конечно, каждый сидящий в зале примеряет эту ситуацию на себя и своих близких…

Отдельная нелегкая тема фильма - отношения героини с матерью, жесткой и властной женщиной. Понятно, что мы наблюдаем завершение конфликта длиной почти в целую жизнь, который, судя по всему, роковым образом сказался на судьбе героини. В последний раз мы видим Светлану в хосписе, с отцом и матерью. А потом к ее новым друзьям залетает бабочка - и вполне реальная назойливая гостья, попавшая в объектив кинокамеры, в контексте фильма становится символом души, получившей свободу.

Уход героини остается за кадром, и не случайно одна юная зрительница отметила при обсуждении фильма: «Я не увидела смерти, я увидела жизнь». И большинство зрителей признали, что, несмотря на трагизм темы, картина Юлии Панасенко оставляет очень светлое впечатление. Хотя дискуссия вокруг него развернулась нешуточная, и первое мнение, прозвучавшее над приходящим в себя залом, было довольно резким: «Я категорически против такой документалистики». Ведущий кулинарной телепрограммы упрекнул автора в том, что она эксплуатирует тему смерти, вызывая у зрителя рефлекторные слезы - такие же, какие мы проливаем при чистке лука. На что Юля резонно заметила, что любая тема, за какую ни возьмись, выглядит эксплуатацией - смерть, болезнь, любовь и т.д. А одной религиозной даме непонятной конфессиональной принадлежности показалось, что героиня уходит из жизни слишком светло и красиво - и при этом не разу не вспоминает о Том, кому мы обязаны в этой жизни всем… Режиссеру пришлось признаться, что она просто не стала снимать самые тяжелые, мучительные моменты жизни героини (чем вызвала, кстати, ее недовольство). Как не стала заострять внимание на многих нюансах современного российского здравоохранения - задача у нее была другая. И справилась она с ней прекрасно - и на человеческом, и на профессиональном уровне. Трудно поверить, что фильм, отмеченный высокими наградами, по сути, сделан одним человеком от начала до конца. И на сеансе, проходившем в стенах Юлиной альма-матер, особую гордость испытывали ее друзья, преподаватели и, конечно же, ее мама Маргарита Георгиевна, к которой многие подходили со словами: «Спасибо за дочку!». Елена БЕЛАЯ.
Фото автора.

Источник публикации: Молва. Культура



www.vladimironline.ru




только в разделе Культура

Последние новости

Все новости