Во Владимире выступил виолончелист Борис Андрианов
23.10.2010 16:40 Рубрика: Культура
Звезда Бориса Андрианова зажглась в 1997 на VI Международном конкурсе виолончелистов Ростроповича в Париже, где он стал первым за всю историю конкурса представителем России, получившим звание лауреата.
С тех пор музыкант выступает на всевозможных фестивалях (и даже организовал свой в Москве), выпускает диски, которые номинируются на «Грэмми», и играет с лучшими оркестрами мира. Одним из таких он (без тени усмешки) называет наш владимирский симфонический оркестр.
В эти выходные один из ведущих российских музыкантов своего поколения дал в нашем городе два концерта - в Римско-Католическом Приходе Святого Розария Пресвятой Девы Марии и в Городском Дворце Культуры.
На первом из них Борис Андрианов отыграл сольно, исполнив произведения Иоганна Себастьяна Баха (Сюита № 3 до-мажор), Родиона Щедрина (Русские наигрыши), Джованни Соллима (Alone, Lamentatio), Пабло Казальса (Песнь птицы) и Золтана Кодаи (Соната). И надо ли говорить, что под сводами храма с его естественной реверберацией виолончель звучала, как целый оркестр, а немногочисленные счастливчики-слушатели даже не заметили, как пролетели два часа.
Во второй вечер музыканту аккомпанировал наш симфонический оркестр под управлением Артема Маркина, а со сцены прозвучал красивейший концерт английского композитора-романтика Эдварда Элгара, написанный им в 1919 году.
Между этими двумя такими непохожими, но одинаково великолепными концертами, корреспонденту ИА "ВИП Новости33" удалось встретиться с музыкантом тет-а-тет, чтоб задать ему несколько вопросов.
- Расскажите немного о своем инструменте. Ведь это необычная виолончель?
- Эта виолончель середины XVIII века из Государственной Коллекции уникальных музыкальных инструментов. Как правило, такие инструменты выдаются музыкантам во временное пользование, и я очень рад, что мне выпала такая честь. Я уже пять лет концертирую с этой виолончелью - это действительно уникальный, фантастический инструмент. Он давно находится в России и когда-то принадлежал брату Александра Первого. Изготовил эту виолончель знаменитый мастер Доменико Монтаньяна, работы которого ставят на один уровень с инструментами Страдивари и Гварнери.
- Вы не в первый раз посещаете Владимир. Что вас здесь привлекает?
- Да, я уже несколько раз играл вместе с владимирским симфоническим оркестром. У вас красивый город, отличный коллектив, а его дирижер Артем Маркин – мой большой друг, вот и ответ на ваш вопрос.
- А нет ли желания пригласить наш оркестр на свой виолончельный фестиваль, который вы проводите в Москве? (первый в истории России виолончельный фестиваль, арт-директором которого является Борис Андрианов, состоялся в столице в 2008 году - прим. авт.).
- Пока – нет, но все возможно. Если наш фестиваль будет состоять концертов из двадцати, то почему бы и нет. Сейчас же проходит от силы 4 - 6 концертов. Дело в том, что этой весной состоялся всего лишь второй виолончельный фестиваль. Я ничуть не умаляю достоинство владимирского оркестра, но нам пока еще только предстоит заработать себе имя. Поэтому сейчас не я диктую правила. Но если фестиваль встанет на ноги и будет проходить регулярно, я с огромным удовольствием поработаю с владимирским симфоническим оркестром уже на столичной сцене.
- Немного о концерте в католическом храме. Какие у вас остались впечатления?
- Что касается церкви, то, к моему удовольствию, здесь оказалась типичная для храмов акустика, очень гудящая, с обилием эха - как раз для такого концерта. Мне было очень приятно здесь играть, хотя публики было и немного. Зато те люди, которые пришли, оказались настоящими ценителями классической музыки. Надеюсь, они остались довольным моим выступлением.
- Вы играли с джазовым саксофонистом Игорем Бутманом, фолк-рок-певицей Пелагеей… Что это - попытка расширить границы для приобщения новой публики или поиск вдохновения в музыке иного рода?
- С Бутманом вышел некий кроссовер: смешение классики и джаза. Попытка (его и моя) расширить нашу аудиторию. А Пелагею я знаю с самого детства, и мы уже тогда вместе что-то там играли. Теперь она стала рок-звездой. Это была ее идея поиграть, что мы и сделали к обоюдному удовольствию. Я вообще стараюсь не замыкаться на классической музыке, немного слушаю рок, джаз и придерживаюсь мнения, что на виолончели нужно экспериментировать.
- Пелагея про вас сказала: «Он - настоящая звезда, причем западного уровня, не раскрученная, а заслуженная». Прокомментируйте?
- Если кто-то о тебе говорит какие-то приятные вещи... что можно сказать в ответ? Звезда западного уровня? Не знаю... Скорее, дело в том, что классическая музыка в России сегодня не столь популярна, как на Западе. Поэтому назвать исполнителя классической музыки звездой (то есть известного массам) у нас в стране, к сожалению, нельзя. Преломить ситуацию сложно, но мы пытаемся. Поэтому и концерты в России более ответственные – каждый раз мы открываем и завоевываем для себя новых слушателей.
- Назовите произведения, которые вам категорически не по душе?
- Есть некоторые композиторы, чьи произведения я не понимаю. Например, я пытался играть сюиту для виолончели соло Макса Регера и не могу сказать, что я в восторге. Мне не нравится музыка, которая не несет в себе никаких эмоций. Это просто голые ноты и... все. Мои любимые композиторы – Бах, Шуберт, Шостакович. Здесь с эмоциональным посылом все в порядке. Например, у Баха нет несовершенных произведений. Каждая нота на своем месте: ни убавить, ни прибавить. А некоторые произведения Шуберта длятся час, но ты интуитивно понимаешь, что ни одной ноты здесь не то, что выкинуть, изменить нельзя, настолько это произведение логичное, стройное. Словно удачное архитектурное сооружение. Если пристроить какую-нибудь башенку, можно испортить его вид.
- Вы следите за критикой, заходите на специализированные форумы, читаете рецензии на свои выступления?
- Да, и с огромным интересом. Я спокойно отношусь к тому, что меня критикуют. Потому как часто критика исходит от людей неравнодушных. Тем более, мы все несовершенны. Правда, в нашей стране нередко можно встретить критический беспредел, когда журналисты нападают на известных музыкантов только для того, чтобы сделать себе имя. А, вообще, пусть что хотят, то и пишут, в конце концов, это их работа. Мое дело - играть.
Беседовал
Владимир МИХАЙЛОВ
Источник публикации: ВИП Новости. Культура
www.vladimironline.ru