Зал взорвался криками «Браво!»
15.10.2010 15:00 Рубрика: Культура
Авангардистскую драматургию Антона Чехова начала прошлого века, в которой людские страдания были, подобно айсбергу, погружены в глубину, а на поверхности оставались скупые реплики персонажей, режиссер А.Огарев взялся раскрыть, внеся на сцену авангардную живопись той эпохи, соединенную с пластикой и музыкой времен чарльстона.
Спектакль из времен Чехова никуда не переехал. Возле дома в провинции все сковано паутиной умолчания под возгласы сестер «В Москву, в Москву!». Но яркими мотыльками на фоне подсвеченного то голубым, то красным экрана танцуют, поют и даже летают живые женщины и мужчины.
Ольга, Маша и Ирина (актрисы Наталья Левина, Анна Лузгина и Наталья Демидова) кружатся возле овального зеркала, передвигают стулья и скамейки, щебечут и смеются, как свойственно молодежи всех времен. Художник-постановщик Татьяна Виданова оформила сцену декорациями-трансформерами. Пуфики превращаются в чемоданы. Лестницы, спускающиеся от дома, могут стать шкафчиками, в которых развешаны детские костюмчики трех сестер и их брата Андрея. Сам дом в конце пьесы ложится на сцену, становясь площадкой (вокзальной платформой?) для расставания Ольги, Маши и Ирины с любовью и со всеми надеждами.
Атмосферу ожидания перемен запечатлевает на фотоаппарат один из гостей дома, и после вспышки все персонажи замирают, как в театре теней, при коричневатой подсветке сцены. Предельно лаконичное у Чехова объяснение в любви Маши и Вершинина (в его роли - актер Алексей Куликов) превращается в необычно красивую пластическую мизансцену по мотивам картины Марка Шагала. Влюбленные поднимаются в воздух на канатах и словно летят в танце, разговаривая друг с другом. Приставания Соленого (актер Игорь Клочков) к Ирине в постановке показаны без ханжеских умолчаний - штабс-капитан дает волю рукам и пытается изнасиловать девушку. Отбившись от солдафона, Ирина забирается, сжавшись в комочек, в пуфик-чемодан.
Невеста, а потом жена Андрея Прозорова Наталья Ивановна (ее роль сыграла Анна Зайцева) собирается покататься в санях с любовником, зазывно хохоча и на бегу кутаясь в шубу, и если чуть распахивается пола, видно, что под ней на красотке больше ничего не надето. Ирина, принимая предложение от барона Тузенбаха и выслушивая его сетования, что она его не любит, снимает сапожки и босиком идет, как по тонкому льду, по зеркалу, которое трещит и раскалывается под ее ступнями. Осколки потом будут брать в руки сначала она, узнав об убийстве жениха Соленым, а потом и Маша с Ольгой - в сцене, когда военные покидают город.
Долго не выходившая к уезжающему Вершинину, чтобы попрощаться, Маша механически говорит, точно кукла, чеховский текст, а когда подполковник с чемоданами падает, за что-то зацепившись, бросается к нему и кричит так страшно и долго, что у зрителей наворачиваются слезы. Машу, точнее, ее обездвиженное тело, ее муж учитель Кулыгин (актер Богдан Тартаковский) привязывает к канату, и она повисает, как убитая, над землей, как когда-то летала. «Если бы знать…» - звучит чеховский финал в постановке Огарева, идею которой лучше всего выражают слова: «А все-таки жаль, что молодость прошла». Эта реплика Вершинина вмещает в себя содержание многих историй о скучной жизни, написанных Антоном Павловичем Чеховым.
Зал взорвался овацией и криками «Браво!», зрители понесли актерам цветы. Под несмолкающие аплодисменты на сцену вышли режиссер Александр Огарев, художник-постановщик Татьяна Виданова и хореограф Наталья Шурганова. Публика снова аплодировала, никто не решался покинуть зал. Тогда дали занавес. Пожалуй, такого успеха у театра не было давно.
Кира МАРТОВА.
Фото: Владимир ФИЛИМОНОВ.
Спектакль из времен Чехова никуда не переехал. Возле дома в провинции все сковано паутиной умолчания под возгласы сестер «В Москву, в Москву!». Но яркими мотыльками на фоне подсвеченного то голубым, то красным экрана танцуют, поют и даже летают живые женщины и мужчины.
Ольга, Маша и Ирина (актрисы Наталья Левина, Анна Лузгина и Наталья Демидова) кружатся возле овального зеркала, передвигают стулья и скамейки, щебечут и смеются, как свойственно молодежи всех времен. Художник-постановщик Татьяна Виданова оформила сцену декорациями-трансформерами. Пуфики превращаются в чемоданы. Лестницы, спускающиеся от дома, могут стать шкафчиками, в которых развешаны детские костюмчики трех сестер и их брата Андрея. Сам дом в конце пьесы ложится на сцену, становясь площадкой (вокзальной платформой?) для расставания Ольги, Маши и Ирины с любовью и со всеми надеждами.
Атмосферу ожидания перемен запечатлевает на фотоаппарат один из гостей дома, и после вспышки все персонажи замирают, как в театре теней, при коричневатой подсветке сцены. Предельно лаконичное у Чехова объяснение в любви Маши и Вершинина (в его роли - актер Алексей Куликов) превращается в необычно красивую пластическую мизансцену по мотивам картины Марка Шагала. Влюбленные поднимаются в воздух на канатах и словно летят в танце, разговаривая друг с другом. Приставания Соленого (актер Игорь Клочков) к Ирине в постановке показаны без ханжеских умолчаний - штабс-капитан дает волю рукам и пытается изнасиловать девушку. Отбившись от солдафона, Ирина забирается, сжавшись в комочек, в пуфик-чемодан.
Невеста, а потом жена Андрея Прозорова Наталья Ивановна (ее роль сыграла Анна Зайцева) собирается покататься в санях с любовником, зазывно хохоча и на бегу кутаясь в шубу, и если чуть распахивается пола, видно, что под ней на красотке больше ничего не надето. Ирина, принимая предложение от барона Тузенбаха и выслушивая его сетования, что она его не любит, снимает сапожки и босиком идет, как по тонкому льду, по зеркалу, которое трещит и раскалывается под ее ступнями. Осколки потом будут брать в руки сначала она, узнав об убийстве жениха Соленым, а потом и Маша с Ольгой - в сцене, когда военные покидают город.
Долго не выходившая к уезжающему Вершинину, чтобы попрощаться, Маша механически говорит, точно кукла, чеховский текст, а когда подполковник с чемоданами падает, за что-то зацепившись, бросается к нему и кричит так страшно и долго, что у зрителей наворачиваются слезы. Машу, точнее, ее обездвиженное тело, ее муж учитель Кулыгин (актер Богдан Тартаковский) привязывает к канату, и она повисает, как убитая, над землей, как когда-то летала. «Если бы знать…» - звучит чеховский финал в постановке Огарева, идею которой лучше всего выражают слова: «А все-таки жаль, что молодость прошла». Эта реплика Вершинина вмещает в себя содержание многих историй о скучной жизни, написанных Антоном Павловичем Чеховым.
Зал взорвался овацией и криками «Браво!», зрители понесли актерам цветы. Под несмолкающие аплодисменты на сцену вышли режиссер Александр Огарев, художник-постановщик Татьяна Виданова и хореограф Наталья Шурганова. Публика снова аплодировала, никто не решался покинуть зал. Тогда дали занавес. Пожалуй, такого успеха у театра не было давно.
Кира МАРТОВА.
Фото: Владимир ФИЛИМОНОВ.
Источник публикации: Молва. Культура
www.vladimironline.ru