Рада Анчевская: «Жду встречи с одним из красивейших городов»
02.04.2010 10:10 Рубрика: Культура
Группа «Рада и Терновник» уже давно и прочно находится в статусе легенды российской сцены. За годы творчества лидер коллектива Рада Анчевская и ее многочисленные соратники успели отметиться во многих стилях и направлениях, будь то готика, психоделия, этно-рок. Здесь явно тот случай, когда форма подчиняется содержанию, а последнее – полностью зависит от творческого полета фантазии Рады. Итог – такие разные, но очень живые, настоящие и непосредственные альбомы, (согласитесь - редкость в наше время, отмеченное постмодернистским подражательством) и не менее чарующие концерты-мистерии. Неудивительно, что за возможность пообщаться с Радой по Интернету в преддверии ее концерта во Владимире мы ухватились обеими руками. И не прогадали! Несмотря на специфику Интернет-интервью, во время которого обе стороны не имеют возможности видеть реакцию друг друга, а значит, вести полноценную беседу (смайлики не в счет) Рада показала себя открытым, интересным собеседником, которому чужд формализм.
- Для начала, что вы знаете о городе Владимире, где вам на днях предстоит выступить?
- Старинный русский город (улыбается).
- Вы были во Владимире дважды. Первый раз в 1999 году на фестивале «Кульминационный проект». Второй раз - в 2007 в клубе «Ё»...
- Я была у вас четыре раза! В первый раз в парке, на фестивале поэтов. Еще в 90-е годы. В клубах - два раза. Один раз с акустикой (это был клуб «Песня», кажется...), второй раз - в «Ё» с электричеством. Меня больше всего поразило то, что на наши концерты клубные пришли, в том числе, и те люди, которые были много лет назад на фестивале в парке. Самый веселый был первый приезд, когда мы всю ночь гуляли по парку, а утром пошли гулять по Владимиру.
- Как вам владимирская публика? Известно, что восприятие одного и того же концерта зрителем и исполнителем зачастую разнится...
- У меня нет никаких неприятных впечатлений и воспоминаний ни от одного из приездов во Владимир! Все разы все было хорошо с организацией и все было хорошо с публикой. Это, кстати, большая редкость!
- Что вы ждете от предстоящего концерта?
- Мы давно не играли во Владимире, хотя Москва совсем рядом. Жду встречи с одним из красивейших городов и надеюсь, что «наша» публика нас не забыла. Мы составили программу таким образом, что в ней были и старые песни, многим, надеюсь, известные и новые, чтобы было интересно! С этой программой, с таким звуком и с нашим нынешним бас-гитаристом мы еще ни разу во Владимире не были. Так что, для тех, кто нас знает, будут сюрпризы. Сейчас с нами играет один из интереснейших арт-роковых бас-гитаристов Москвы Владимир Кисляков. На специально сделанной для него бас-гитаре с двумя грифами, он играет и как на солирующем инструменте и как на ритмообразующем. Это интересно и необычно.
- Есть ли у вас особые требования к своей аудитории, к тем, кто пришел на концерт?
- Мне хочется, чтобы люди не теряли время понапрасну и если уж пришли на концерт, то послушали бы наши песни и постарались уловить, ощутить тот мир, о котором мы поем и играем.
- Среди артистов принято бравировать перед коллегами, мол, я сыграю и для одного человека в зале...
- Почему бы и нет? Особенно, если в зале хороший аппарат и акустика, а этот единственный зритель пришел ради нас, а не просто монтер вылез посмотреть что там с проводкой. Мы играем не только для зрителей, не только себя (это тоже немаловажно), мы играем для этого мира. Этот мир без наших песен неполон. Мы играем для космоса - поем ему песни и играем на музыкальных инструментах. Это ощущение музыки как ритуального искусства, творимого не только для людей, но и для самого мира - оно очень важное. Играть музыку, привнося гармонию в мир, отдавая миру свою энергию, себя – в этом случае можно просто исполнять музыку, даже без единого зрителя в зале.
- У вас довольно необычная манера интонирования. Что первично: ритм стиха или вокализ, по лекалу которого подбираются слова песни?
- Первична гармония стиха и звука. Стих почти всегда рождается вместе со звуком. А манера интонирования у меня естественная, а не эстрадная и не поп-роковая, просто это сейчас необычно. Я иду голосом за ощущением.
- Сложился ли у вас за годы творчества свой набор образов, который вы используете при создании композиций?
- Ну, наверняка. Даже есть филологические работы, написанные в разных институтах России по этому поводу. Но я их не читаю.
- Как бы вы сами обозначили свой стиль?
- А зачем обозначать? Сейчас мы называем – «мистический фолк», но это не о музыке, а об ощущениях, опять же...
- Как бы вы представили свой проект тем, кто не в курсе, что такое «Рада и Терновник»?
- Это очень русская музыка, без капли матрешечности. Настоящая музыка без капли пафоса. Очень серьезная музыка без нравоучений. Одним словом, музыка, которая есть в природе, а мы ее только озвучиваем.
- Важно ли для вас то, что говорят о вашем творчестве другие или вы в первую очередь честны перед собой, а отклик со стороны публики - лишь приятный бонус?
- Скорее второе. Я внимательно слушаю тех людей, мнение которых для меня важно. Я внимательно слушаю профессионалов. Но главное - сделать то, что намечено. Публика меняет свое мнение слишком часто и слишком сильно зависит от красивой упаковки, то есть, от pr ходов.
- Насколько велика на ваших концертах импровизационная составляющая?
- Мы играем песни, то есть, существует мелодия, гармония, которой надо придерживаться. Хотя есть и импровизационные куски - иначе музыкантам будет скучно. Но очень многое на концерте зависит от настроения музыкантов, от настроения в зале, от качества звука, от эмоционального отклика публики. И способом диалога с публикой как раз и является импровизация. Способом выровнять энергию зала и группы, да и способом высказаться тоже является импровизация. Программа всегда есть, но порядок песен, а часто и появление или исчезновение песен из программы - это привычное дело. Иногда есть четкое ощущение, что вот сейчас, в этом зале эта песня не нужна. Или наоборот. Есть отчетливые энергетические волны, которым надо следовать во время концерта.
- Какой из записанных вами альбомов вам сейчас ближе всего?
- «Заговоры». Наверное потому, что мы сейчас в электрической программе играем песни в основном с этого альбома.
- Когда ждать следующий альбом? Каким он будет?
- Наш новый альбом будет громким, мощным, электрическим. Мы уже пишем следующую пластинку, а когда закончим - не знаю. Очень хочется, чтобы альбом был не хуже «Заговоров», а это очень высокая планка... Распространять диск будем как всегда, на концертах и с помощью нашего основного дистрибьютора фирмы «Выргород» (в том числе и через "Выргородовский" интернет магазин).
- Ваш метод борьбы с не совсем адекватными людьми, посещающими ваши концерты и ваш сайт?
- По ситуации... В интернете я стараюсь не пререкаться и просто банить неадекватных людей. Не кормить троллей и не увеличивать количество ругани. К счастью, таких людей мало...
- Учитесь ли вы до сих пор пению?
- Да, я хожу на уроки к Миле Кикиной. Она прекрасная русская певица и дочь моей преподавательницы Марины Кикиной. Мила продолжает учить по той же вокальной школе, которой придерживалась Марина Алексеевна. Постановка вокала, правильная позиция - это очень важно для каждого вокалиста.
- Какими особенностями должен обладать музыкант, чтобы вы захотели с ним сотрудничать?
- Любопытство, хорошая техника, эмоциональность, открытость, умение ощущать музыку, умение импровизировать, быть энергичным.
- Открыли ли вы для себя в последнее время какого-либо интересного исполнителя?
- Нет времени. Сейчас, если выдается свободная минута, я смотрю японские мультфильмы. Не анимэ, а философские притчи.
- Ближайшие творческие планы?
- Тур по Прибалтике в мае. Летние фестивали, запись альбома - все как всегда!
Вопросы задавал – Владимир МИХАЙЛОВ
Отвечала - Рада Анчевская
Фото с сайта группы «Рада и Терновник»
P.S.
Концерт группы «Рада и Терновник» состоится в эту субботу в областном Доме работников искусств. Начало в 18.00. Настоятельный совет – не пропустите!
Источник публикации: ВИП Новости. Культура
www.vladimironline.ru