о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Душевные болезни мещан Бессеменовых

23.03.2010 13:10 Рубрика: Культура


На Малой сцене Областного театра драмы состоялась премьера горьковских «Мещан». Свою новую режиссерскую работу народный артист России Николай Горохов назвал спектаклем о том, что «мы предполагаем, а Бог располагает». Психологическая постановка о проблемах отцов и детей, убежден режиссер, может быть современной в классическом прочтении пьесы.

О том, что классовая борьба в произведениях М.Горького - всего лишь идеологический налет, а талант классика бесспорен вне времени, свидетельствует сегодняшний интерес к его прозе и драматургии на Западе. Говорят, что студенты Сорбонны просто зачитываются романом «Мать». В постановке «Мещане» владимирские зрители сопереживали героям, одетым в костюмы из бабушкиного сундука и говорящим не на сегодняшнем сленге, а на классическом русском языке. Все происходящее в гостиной мещанина Василия Васильевича Бессеменова, с обоями в широкую полоску и сундуком под зеркалом, проецируется на сегодняшние просторные евроквартиры или коттеджи.

Тема пьесы созвучна нашему времени даже не поиском молодежью новых идей при отрицании сложившегося мироустройства. Все гораздо банальнее: родители положили свою жизнь на то, чтобы в семье был достаток, а детям, не понимающим, какими трудами все это далось, получившим образование и не знающим, о чем говорить с отцом и матерью, скучно. Они, как сегодняшняя «золотая молодежь», и хотели бы работать или дальше учиться, но не имеют к этому наклонностей. Мещанин Бессеменов (актер Александр Аладышев) просто выходит из себя от пассивности наследников. Дочь Татьяна (артистка Анна Лузгина) хотя и учительствует, но свою работу не любит и ничему не рада. Отец предлагает ей уйти из школы, пойти учиться дальше, но она не хочет. Татьяна, о чем, как водится, любящие родители не подозревают, страдает от неразделенной любви, до последнего надеясь, что приемный сын в семье Нил (актер Антон Карташов) обратит на нее внимание. Учился в столице, в университете, да был отчислен сын Петр, роль которого играет Андрей Гурамишвили. В планах родителей выгодно женить наследника, чего, понятно, тот не хочет, а желает жить не так скучно, как родители - тем более, что снимающая у Бессеменовых жилье молодая красивая вдова Елена Николаевна демонстрирует молодому человеку свою благосклонность. Наталия Демидова в роли прелестной квартирантки хороша даже в сценах, когда та глупа и жестока.

Постоянные скандалы в семье Бессеменовых пытается сгладить, защищая детей, их мать (роль добрейшей Акулины Ивановны по-купечески лихо исполняет студентка бакалавриата ВГГУ Анна Шмелева). Тем временем окружение мещан - жильцы, друзья детей, прислуга - живут, что называется, на всю катушку, строят планы, и каждый по-своему радуется жизни. Даже квартирант Тетерев, спившийся философ-певчий, по большому счету, счастлив и, по его словам, в дороге не пьет. Актеру Владимиру Кузнецову в роли юродствующего пророка, которого все, даже сам Василий Васильевич Бессеменов, выслушивают с невольным уважением, удалось совместить маски шута и жестокого судьи. Еще один типаж из народа, дальний родственник Бессеменовых, отец прислуги Поли Перчихин - не умеющий ни лукавить, ни попридержать ненужную правду любитель птиц, смотрит на мир по-детски широко открытыми глазами. Его роль играет настоящий актер-богатырь Григорий Шуенков.

Самый целеустремленный персонаж пьесы - Нил, приемный сын Бессеменовых, вокруг которого кипят страсти всей семьи. Он не только хочет уйти от приемных родителей и из семейного дела, но и окончательно разрушает покой в доме, сделав предложение прислуге Поле. Поля необразованна и простовата, но добра, весела, с ней легко. В нее влюблен даже Тетерев. А с умной, начитанной и нервической Татьяной, хотя все хорошо к ней относятся и ее жалеют, общаться не просто тяжело, а невыносимо. Когда она узнает, что Нил женится на Поле, она пытается покончить с собой. Петя уходит жить к квартирантке-вдовушке, дом покидают Нил и Поля. Татьяна сходит с ума и умирает.

Лихо закрученный сюжет драмы Горького куда затейливее современной мыльной оперы, притом старинная пьеса и актерское мастерство театральных артистов - на не один порядок выше. В декорациях спектакля присутствует икона в красном углу, на которую молятся мещане-старики и к которой подходит, перед тем как сойти с ума, несчастная Татьяна. Режиссер Н.Горохов решил завершить драму записью покаянного плача из молитвы, которую читают в Великий пост. Так он подводит зрителя к мысли, что у трагедии семьи Бессеменовых, оставшихся без детей, - духовные истоки. Кира МАРТОВА.
Фото автора.

Источник публикации: Молва. Культура



www.vladimironline.ru




только в разделе Культура

Последние новости

Все новости