Нехорошая квартира профессора Преображенского
11.03.2010 08:20 Рубрика: Культура
Как уже сообщала «Молва», на малую сцену Областного театра драмы буквально из шкафа «вывалились» персонажи булгаковского «Собачьего сердца» в постановке Владимира Кузнецова.
В новой для себя роли успешный молодой актер, выпускник студии Н.Горохова и ВГГУ, продолжающий обучение в мастерской Иосифа Райхельгауза в РАТИ, не устрашился высокой планки фильма Владимира Бортко, где профессора Преображенского сыграл Евгений Евстигнеев, а в ролях доктора Борменталя, Швондера и Шарикова снялись Борис Плотников, Роман Карцев и Виктор Толоконников. Владимир Кузнецов нашел в труппе областного театра персонажей с другими лицами и даже «шкурой».
Булгаковский трагифарс оставляет немалый простор для режиссерской фантазии при кинематографическом или театральном воплощении. Владимир Кузнецов задал направление развитию сюжета появлением на сцене персонажей из «Мастера и Маргариты». В прологе спектакля профессор Преображенский (актер Николай Горохов), в накинутой на мощные плечи горжетке из меха кудлатого пса, окидывает зал инфернальным взором Воланда, вопрошая Шарикова-Фагота в монокле (актер Александр Аладышев), сильно ли изменились москвичи. И констатирует, что их испортил квартирный вопрос.
Ограниченное пространство малой сцены фантастическим образом, точно «нехорошая квартира» Берлиоза, расширяется за счет не имеющей объема темноты и появления персонажей то из зрительного зала, то из двустворчатого шкафа, откуда высыпаются активисты домкома. Образ медицинского кабинета создают несколько колб на притулившейся сбоку от сцены этажерке. Большой стол превращается то в операционный, с которого свешиваются собачий хвост и ватные ноги донора-покойника, то в роскошный обеденный, уставленный яствами, явно взятыми напрокат из спектакля «Ханума» - например, роскошными гроздьями винограда.
Погоня Шарикова за кошкой, результатом которой стала авария в ванной, в пьесе буквально «вылилась» в наводнение на сцене - из пластиковых мешочков, подвешенных наверху и своевременно протыкаемых актерами, льется вода, и Борменталь с домработницей Зиной (актриса Ирина Жохова) бегают с тазами, подставляя их под водопады. В чувстве юмора и фантазии постановщику Владимиру Кузнецову не откажешь.
Роль доктора Борменталя исполняет Богдан Тартаковский, горюющий о наступившей «расрухе» с немецким акцентом. Пожалуй, это одна из самых запоминающихся и ярких ролей актера. Председатель домкома Швондер, брызжущий здоровой полнотой, революционным напором и хамской наглостью (актер Анатолий Шалухин) вместе со столь же экспрессивными единомышленниками посягает на излишки площади в профессорской квартире, взбираясь с красным флагом по боковым стенкам шкафа на антресоли, откуда вся компания горланит лозунги и революционные песни. Сочетание черных комиссарских кожанок с красным цветом в свете белых прожекторов - очень зрелищно.
Превращение милого пса в кошкодава-пролетария было выстроено по законам кукольного театра - актер Александр Аладышев водил кудлатую шкуру, снятую с плеч профессора Преображенского, так пластично, что бедная собачка выглядела совсем как живая и даже лизала руки профессора. А сотворенный из пса Шариков распоясался, словно подвыпивший гоголевский Хлестаков. В постановке угадывались, тайно или явно, и другие параллели с хрестоматийными произведениями русской классики. Так, выступление швондеровской команды было объединено с цитатой из блоковской поэмы «Двенадцать». Владимир Кузнецов деликатно использовал прием известного режиссера Камы Гинкаса, когда персонажи произносят не только свои монологи и реплики, но и слова автора.
Лирическую нотку в постановку привносит серенькая мышка-секретарша (актриса Анна Лузгина), мерзнущая на ветру в коротком пальтишке. Она жалеет ошпаренного кипятком пса и кормит бедолагу чем-то из сумочки. Впоследствии, приведенная в профессорскую квартиру как невеста уполномоченного по отлову котов Полиграфа Полиграфовича Шарикова, секретарша, дрожа от стыда, убегает, а в конце спектакля появляется в команде Швондера уже на руках с ребеночком от Шарикова.
Разумеется, театральные критики найдут и в чем упрекнуть режиссерскую премьеру молодого актера. Но главное, чем заявил о себе Владимир Кузнецов, - это самобытность, эрудиция и умение создать малыми средствами эффектное динамичное зрелище, не поступаясь при этом глубиной содержания.
Кира МАРТОВА.
Фото автора.
В новой для себя роли успешный молодой актер, выпускник студии Н.Горохова и ВГГУ, продолжающий обучение в мастерской Иосифа Райхельгауза в РАТИ, не устрашился высокой планки фильма Владимира Бортко, где профессора Преображенского сыграл Евгений Евстигнеев, а в ролях доктора Борменталя, Швондера и Шарикова снялись Борис Плотников, Роман Карцев и Виктор Толоконников. Владимир Кузнецов нашел в труппе областного театра персонажей с другими лицами и даже «шкурой».
Булгаковский трагифарс оставляет немалый простор для режиссерской фантазии при кинематографическом или театральном воплощении. Владимир Кузнецов задал направление развитию сюжета появлением на сцене персонажей из «Мастера и Маргариты». В прологе спектакля профессор Преображенский (актер Николай Горохов), в накинутой на мощные плечи горжетке из меха кудлатого пса, окидывает зал инфернальным взором Воланда, вопрошая Шарикова-Фагота в монокле (актер Александр Аладышев), сильно ли изменились москвичи. И констатирует, что их испортил квартирный вопрос.
Ограниченное пространство малой сцены фантастическим образом, точно «нехорошая квартира» Берлиоза, расширяется за счет не имеющей объема темноты и появления персонажей то из зрительного зала, то из двустворчатого шкафа, откуда высыпаются активисты домкома. Образ медицинского кабинета создают несколько колб на притулившейся сбоку от сцены этажерке. Большой стол превращается то в операционный, с которого свешиваются собачий хвост и ватные ноги донора-покойника, то в роскошный обеденный, уставленный яствами, явно взятыми напрокат из спектакля «Ханума» - например, роскошными гроздьями винограда.
Погоня Шарикова за кошкой, результатом которой стала авария в ванной, в пьесе буквально «вылилась» в наводнение на сцене - из пластиковых мешочков, подвешенных наверху и своевременно протыкаемых актерами, льется вода, и Борменталь с домработницей Зиной (актриса Ирина Жохова) бегают с тазами, подставляя их под водопады. В чувстве юмора и фантазии постановщику Владимиру Кузнецову не откажешь.
Роль доктора Борменталя исполняет Богдан Тартаковский, горюющий о наступившей «расрухе» с немецким акцентом. Пожалуй, это одна из самых запоминающихся и ярких ролей актера. Председатель домкома Швондер, брызжущий здоровой полнотой, революционным напором и хамской наглостью (актер Анатолий Шалухин) вместе со столь же экспрессивными единомышленниками посягает на излишки площади в профессорской квартире, взбираясь с красным флагом по боковым стенкам шкафа на антресоли, откуда вся компания горланит лозунги и революционные песни. Сочетание черных комиссарских кожанок с красным цветом в свете белых прожекторов - очень зрелищно.
Превращение милого пса в кошкодава-пролетария было выстроено по законам кукольного театра - актер Александр Аладышев водил кудлатую шкуру, снятую с плеч профессора Преображенского, так пластично, что бедная собачка выглядела совсем как живая и даже лизала руки профессора. А сотворенный из пса Шариков распоясался, словно подвыпивший гоголевский Хлестаков. В постановке угадывались, тайно или явно, и другие параллели с хрестоматийными произведениями русской классики. Так, выступление швондеровской команды было объединено с цитатой из блоковской поэмы «Двенадцать». Владимир Кузнецов деликатно использовал прием известного режиссера Камы Гинкаса, когда персонажи произносят не только свои монологи и реплики, но и слова автора.
Лирическую нотку в постановку привносит серенькая мышка-секретарша (актриса Анна Лузгина), мерзнущая на ветру в коротком пальтишке. Она жалеет ошпаренного кипятком пса и кормит бедолагу чем-то из сумочки. Впоследствии, приведенная в профессорскую квартиру как невеста уполномоченного по отлову котов Полиграфа Полиграфовича Шарикова, секретарша, дрожа от стыда, убегает, а в конце спектакля появляется в команде Швондера уже на руках с ребеночком от Шарикова.
Разумеется, театральные критики найдут и в чем упрекнуть режиссерскую премьеру молодого актера. Но главное, чем заявил о себе Владимир Кузнецов, - это самобытность, эрудиция и умение создать малыми средствами эффектное динамичное зрелище, не поступаясь при этом глубиной содержания.
Кира МАРТОВА.
Фото автора.
Источник публикации: Молва. Культура
www.vladimironline.ru