Звонкин коклюшки кружевной Балахны
16.02.2010 12:10 Рубрика: Культура
Кружевные косынки, шарфы, воротники, манжеты, жилеты, салфетки, наволочки, вставки на ночных сорочках с розами, виноградом и огурцами на легких тюлевых решетках пленяют современных женщин, как и три с лишним века назад. Выставка «Кружевная Балахна» в музейных Палатах знакомит посетителей с особенностями кружевоплетения в Балахнинском уезде Нижегородской губернии, где этим промыслом занимались 225 сел.
Многопарная техника плетения - самая сложная и трудоемкая. У мастерицы Галины Котовой, севшей за привезенный с собой барабан с подушечкой, на которой помещается сколок (рисунок), в работе было не меньше 180-ти пар коклюшек. Выполнив один фрагмент, художница накрывает его салфеткой и достает из-под другой салфетки следующие пары коклюшек. Маленькие веретенца почти молниеносно вертятся, повинуясь пальцам, сплетая между собой шелковые нити. Деревянные коклюшки нежно постукивают друг о друга, и под эту тихую мелодию медленно рождается кружево. На полоску-шарф может уйти два года труда.
Балахнинские изделия соперничали со знаменитыми брабантскими косынками. Нижегородские мастерицы, изобретая свои орнаменты, переняли один из элементов французских узоров - так называемую клюневую сетку, с зубчиками, точно на башенках средневековых замков. Такие кружева плели в монастыре Клюни. Российско-французский «проект» оценила королева Виктория - на одном из парадных портретов платье Ее Величества отделано балахнинским кружевом. А в самом современном райцентре Балахна, говорят, в старинных кружевах еще ходят на рынок как бабушки, так и девушки. Сегодня народный промысел практически угас. Главная балахнинская кружевница Галина Котова - энтузиаст, освоившая старинные технологии уже в зрелом возрасте. У нее есть несколько учениц, а еще балахнинское кружевоплетение осваивают воспитанницы специнтерната. Так что современные работы - практически единичные экземпляры, и стоят они очень дорого. А старинные балахнинские кружева стали музейными экспонатами - в Балахне собрано более 500 предметов XIX - начала XXI веков. На привозной владимирской экспозиции можно полюбоваться коллекцией из 100 образцов. Черные шали и косынки (это главный цвет Балахны) отсылают к звукам русского романса и прогулкам в саду с беседками и статуями Венер и Амуров.
Кира МАРТОВА.
Фото автора.
Многопарная техника плетения - самая сложная и трудоемкая. У мастерицы Галины Котовой, севшей за привезенный с собой барабан с подушечкой, на которой помещается сколок (рисунок), в работе было не меньше 180-ти пар коклюшек. Выполнив один фрагмент, художница накрывает его салфеткой и достает из-под другой салфетки следующие пары коклюшек. Маленькие веретенца почти молниеносно вертятся, повинуясь пальцам, сплетая между собой шелковые нити. Деревянные коклюшки нежно постукивают друг о друга, и под эту тихую мелодию медленно рождается кружево. На полоску-шарф может уйти два года труда.
Балахнинские изделия соперничали со знаменитыми брабантскими косынками. Нижегородские мастерицы, изобретая свои орнаменты, переняли один из элементов французских узоров - так называемую клюневую сетку, с зубчиками, точно на башенках средневековых замков. Такие кружева плели в монастыре Клюни. Российско-французский «проект» оценила королева Виктория - на одном из парадных портретов платье Ее Величества отделано балахнинским кружевом. А в самом современном райцентре Балахна, говорят, в старинных кружевах еще ходят на рынок как бабушки, так и девушки. Сегодня народный промысел практически угас. Главная балахнинская кружевница Галина Котова - энтузиаст, освоившая старинные технологии уже в зрелом возрасте. У нее есть несколько учениц, а еще балахнинское кружевоплетение осваивают воспитанницы специнтерната. Так что современные работы - практически единичные экземпляры, и стоят они очень дорого. А старинные балахнинские кружева стали музейными экспонатами - в Балахне собрано более 500 предметов XIX - начала XXI веков. На привозной владимирской экспозиции можно полюбоваться коллекцией из 100 образцов. Черные шали и косынки (это главный цвет Балахны) отсылают к звукам русского романса и прогулкам в саду с беседками и статуями Венер и Амуров.
Кира МАРТОВА.
Фото автора.
Источник публикации: Молва. Культура
www.vladimironline.ru