о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Вдохновленный эльфами

16.02.2010 08:50 Рубрика: Культура


Alizbar  (Элизбар) - венгерский мультиинструменталист русско-трансильванского происхождения. В 20 лет он, словно очнувшись ото сна, начал играть музыку, очень странную, почти всегда свою и неизменно сказочную. Свое первое профессиональное музыкальное образование он получил по классу виолончели. Сейчас Элизбару подвластно нескольких десятков инструментов, в том числе экзотических: бузуки, калимбо, цитерн, чаранго, бойран. Однако в среде любителей этнической музыки он известен как виртуоз-арфист.

Сегодня Элизбар живет на два города: полгода в Москве, полгода - в Будапеште. Если, конечно, не срывается на очередные гастроли, которые, кроме стран Европы, неизменно включают и Россию. Во Владимире Элизбар уже третий раз. И вновь его концерт прошел в одном из городских кафе.  

Скажем прямо - создать трепетную сказочную атмосферу музыкантам было нелегко. Думается, для такого концерта лучше бы подошел небольшой зальчик, куда строгие билетерши никого не пропускают с пивом и закусками, а не кафе со снующими между столиками официантами. И все же временами Элизбару сотоварищи  удавалось создать в зале особое сказочное настроение, за которое их так ценят поклонники по всему миру...

О том, как не растерять себя, сохранить веру в чудеса, а также об арфе в целом и об арфотерапии в частности, музыкант охотно поведал нашему корреспонденту.    

- Наше выступление - это всегда импровизация концертом, - объяснил Элизбар свой метод работы с публикой. - В Индии музыкант выходит на сцену, настраивает инструмент, некоторое время слушает зал, а потом начинает играть то, что хотят слушатели. Я знаю - каждый из нас, независимо от своего ранга или статуса, иногда очень хочет почувствовать себя ребенком. Отдохнуть от себя взрослого, от окружающей действительности. Это психологически обоснованное желание - оказаться в том времени своего существования, когда все кругом было чисто, а если и было зло, то воспринималось оно как нечто исходящее от злых сказочных персонажей. По отзывам тех людей, кто бывал на наших концертах, когда мы начинаем играть, они оказываются в сказочной стране своего детства.

- Многие поклонники предпочитают называть вашу музыку эльфийской...

- В моей жизни было много связанного с эльфами - этот народ всегда  вдохновлял меня. Я имею в виду эльфов, которых описал в своем произведении Толкиен, и не беру в расчет скандинавские или ирландские саги и эпосы. Просто эльфийская культура, так как она представлена в "Сильмариллионе" и во "Властелине колец", в свое время меня очень вдохновила.

- Своей музыкой вы, как и Толкиен, творите собственную вселенную или лишь рисуете образы, уже созданные им?

- Конечно, собственную, - каждый человек, рассказывая о самом себе, творит свою вселенную. Тот же Толкиен поведал нам о своем мире, который явился лишь ключом к миллионам других миров. Музыкой я начал заниматься в 20 лет. До того меня не интересовал ни один из существующих видов искусства. Но однажды я прочитал «Властелина колец» и меня поразил этот удивительный мир. Неудивительно, что со временем я выбрал арфу - ведь это самый сказочный инструмент, который только существует в природе. Есть легенда, что это самый первый инструмент, который был создан людьми. Как только человек натянул лук, услышал пение тетивы, то подумал: «А что будет, если натянуть вторую струну?» Натянул - и звук стал выше. Натянул третью - она зазвучала еще тоньше. И получилась арфа. Кроме того, это первый подаренный Богом инструмент. Во многих мифах это очень конкретно обыгрывается. Кстати, считается, что на арфе могут играть только волшебники.

- Так вы - волшебник?

- (серьезно) Да. Других арфа не допускает к себе. Само состояние игры доступно немногим людям. Мне - повезло, и я исполняю музыку, которая сама ко мне приходит. Конечно же, у меня есть программа ирландской народной музыки, французской. Но то, что я играю на концертах, - большей частью мои собственные композиции. Для создания образов я использую не только арфу, я владею многими инструментами. Хотя само понятие «владеть» очень относительно. Думаю, что смогу сыграть на любом музыкальном инструменте. 

- В обращении к поклонникам на своем сайте вы написали: «У меня удивительная арфа, с безумно красивым голосом, но, странное дело, каждый звук напоминает о боли, то ли моей, то ли всеобщей. В каждом звуке - очень древняя история, а в бесчисленных сочетаниях звуков - длинные саги. Играешь и будто сказки сказываешь». Это не ради красного словца, вы и вправду все это чувствуете?

- Конечно! А как же иначе? В своем творчестве я честен, прежде всего, перед самим собой. У меня в коллекции пять арф и к каждой я отношусь очень трепетно. Сейчас с собой европейская ладовая или нью айриш арфа. Я ее купил в Германии вместо машины (смеется). Это очень дорогой, но и очень хороший инструмент. Причем это именно он, а не она. Арфа - почти что живое существо и имеет не только возраст и особый характер, но и пол. Я не знаю, с чем это связанно, но я всегда мог точно сказать - женская суть у инструмента или мужская.

- Ваши поклонники взахлеб говорят о ваших чудесных сеансах арфотерапии, что это такое?

- Виброакустическая арфотерпия - это древнейший метод лечения и гармонизации здоровья человека посредством воздействия на организм вибраций открытых струн арфы. Об этом можно узнать из древнегреческих летописей. В Греции были специальные помещения, куда больной человек мог прийти и там ему читали стихи, играли на арфах, лирах, кифарах. И было очень много чудесных излечений. А в Древнем Египте, если врачи не могли   помочь больному, то приглашали арфиста. Когда царь Саул заболел, к нему привели Давида, и он излечил царя. Так же был излечен Александр Великий. Виброакустическая терапия существует и сейчас. Практикуется она большей частью на Западе. В некоторых госпиталях есть свой арфист и можно прийти к нему на прием. Арфотерапией я занимаюсь эпизодически вот уже три года. В основном в Будапеште.

- Как вы к этому пришли?

- Однажды я заболел. Но, начав играть, почувствовал, что мой нос освободился от заложенности, а боль в горле сошла на нет. После я набрал в поисковике: "арфа терапия" и нашел много интересной информации. Причем по арфотерапии есть не какие-то голословные и изотерические, а вполне серьезные исследования. Суть этого метода - в принципе вибрационного отклика тканей тела человека на звуковые волны. Мелодия арфы журчит как вода, а она всегда приносит очищение. Есть целый ряд заболеваний, излечить или облегчить которые может умелое управление арфой: психологические, психические и психосоматические расстройства, сердечная недостаточность и   даже некоторые формы онкологических заболеваний. Во время арфотерапии я рисую музыкальный портрет человека. Ведь у каждого из нас - своя тональность, на индивидуальность которой влияет тембр голоса и манера речи, мне нужно лишь найти тот диапазон, который положительно сказывается на физиологических процессах. Если нота приятна по ощущениям, нужно сказать «да», если есть дискомфорт, значит, мимо. Так, шаг за шагом я определяю тональность, а дальше - играю человека, освобождая его от боли, как физической, так и психологической.

Владимир МИХАЙЛОВ

Опубликовано также во газете "Призыв" № 22 (26772) от 16 феварля 2010 года 


Источник публикации: ВИП Новости. Культура



www.vladimironline.ru




только в разделе Культура

Последние новости

Все новости