Денис Мацуев и Артем Маркин сыграли Стравинского
05.02.2010 10:00 Рубрика: Культура
Итак, вечер, Зал классической музыки, забитый до отказа. Чтобы разогреть публику, сначала губернаторский симфонический оркестр играет один. Для сольного номера выбрана «Пляска скоморохов» Чайковского. Удачное решение! Небольшая по продолжительности, но взрывная, эффектная вещь сразу настраивает слушателей на позитивный лад. Что касается оркестра (да простят меня музыканты), коллектив этот хоть и способен на многое, далеко не всегда демонстрирует всю свою мощь. Но в этот вечер все звезды сошлись как надо. Настолько грандиозно, четко и слаженно, на моей памяти, губернаторский симфонический оркестр не звучал с памятного концерта на открытии третьего конкурса юных музыкантов «Новые имена» в большом зале Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского. Между прочим, конкурс этот проходит под патронатом выдающегося пианиста Дениса Мацуева. Может быть, Мацуев для Маркина и владимирского оркестра - это некий талисман, который волшебным образом помогает наиболее полно раскрыть музыкантам свой потенциал? То, что один из лучших пианистов России, настоящий представитель русской фортепьянной школы и главный дирижер любимого у нас симфонического оркестра вместе, на одной сцене - сочетание поистине для настоящих музыкальных гурманов, становится непреложным фактом, когда на сцене появляется Денис Мацуев. «Каприччио для фортепиано с оркестром» Игоря Стравинского прозвучало просто грандиозно. Уже давно подмечено, что Мацуев из тех исполнителей, у которых музыкальный инструмент - словно продолжение тела. Во время исполнения кисти его рук то усыпляли слушателей плавными аккордами, то будоражили феноменальной скоростью производимых арпеджио. Но по-настоящему заворожить зал Денису удалось во время сольного выступления. Когда Стравинского сменил любимый Денисом Рахманинов, началось настоящее волшебство. «Этюда-картины №2» - вещь предельно лиричная, проникновенная. Казалось, после технически изощренного «Каприччио» она будет смотреться (и слушаться) неуместно, но... До сих пор перед глазами картина: Денис легким нажатием на клавишу ставит точку в произведении, тишайшее пиано (очень тихий звук) и зависающая пауза, а в зале - ни звука. Маэстро, полностью завладев слушателями, держит паузу настолько, насколько это возможно. А люди, как зачарованные, продолжают вслушиваться в эхо последней ноты... И становится понятно: музыка - это нечто сверхъестественное, что нельзя объяснить словами. Ради таких мгновений люди и ходят на концерты. Неудивительно, что пианисту рукоплескал весь зал! В ответ - три выхода на бис. После - общение с журналистами и поклонниками. Правда, об эксклюзивном интервью пришлось забыть. На следующий день у маэстро был запланирован концерт, так что все ограничилось коротким брифингом. Но для нас маэстро все же сделал небольшое исключение и ответил на несколько вопросов сверх отведенного на беседу с журналистами время. - Потрясающая, непредсказуемая публика, по-доброму непредсказуемая. Очень необычный зал, непередаваемое ощущение полного контакта из-за того, что оркестр и зрители находятся рядом, - поделился впечатлениями от концерта Денис Мацуев. - Я все приезды сюда помню, у меня две родины - Иркутск и Владимир. И поверьте, любой концерт в России для меня является не менее важным, чем выступление на западных фестивалях. Здесь больше ответственности, ведь публика знает меня уже на протяжении нескольких лет, она помнит, каким я был год назад, два, три... - Сыграть во Владимире Стравинского было вашим выбором? - Да. Дело в том, что Стравинского в этом году у меня будет очень много. С подачи дирижера Валерия Гергиева состоится большой фестиваль Игоря Стравинского в Нью-Йорке. Будем играть в местной филармонии, где прозвучат почти все произведения композитора. Его «Каприччио» я разучил буквально за неделю перед концертом.
- То есть именно у нас состоялась премьера?
- Да, так получилось. Знаете, бывает, что у тебя есть план, но иногда просто забываешь о чем-то, а потом с ужасом понимаешь, что тебе через десять дней надо играть такое-то произведение. Так было и на этот раз. Я был на заслуженном четырехдневном отдыхе на Мальдивах, но отдохнуть не получилось. Мне прислали ноты, в каком-то местном ресторане я нашел электрические клавиши, на которых и разучивал Стравинского. Потом позвонил Артему, мол, давай сыграем. Артем всегда с радостью откликается на мои просьбы. «Каприччо» - это ведь труднейшее произведение, там переменный размер. Но оркестр потрясающе сегодня его сыграл. Я люблю Стравинского, обожаю его «Петрушку» и концерт для фортепьяно и духовых тоже часто исполняю. Это нужно играть, понимаете, нужно! Сейчас все хотят слушать первый концерт Чайковского, но сколько же можно!? - Кто-то из ваших поклонников подсчитал, что первый концерт Чайковского вы сыграли уже более 400 раз... - Вполне возможно, Ну... может, и не четыреста, но что-то около этого. Но я стараюсь не играть на автомате, а всегда быть свежим. Как мне это удается? Надо просто чаще брать паузу. Я так и делаю: ненадолго забываю поднадоевшее произведение и все силы бросаю на разучивание чего-то нового. В этот раз я выбрал «Каприччио для фортепиано с оркестром», потому что именно это произведение мне очень близко по духу. Вначале такие балетные зарисовки, во второй части - что-то хоральное, а финал такой шуточный, с юмором. Уникальное произведение, которое мало кто играет. Я уже не раз говорил, что на нас с Артемом лежит миссия - открывать потрясающую музыку и дарить ее публике. Что касается исполненных в конце «Картинок с выставки»Модеста Мусоргского, то я их давно играю и в самом ближайшем времени намерен исполнить их 21 февраля в Карнеги-холле. Еще в программе будут Чайковский «Времена года» и несколько произведений Рахманинова. - Рахманинов по-прежнему для вас икона? - Конечно, я люблю Рахманинова. Буквально на днях буду исполнять его концерт для фортепиано с оркестром №2 в Испании вместе с Российским Национальным оркестром под управлением Михаила Плетнева. Я люблю именно ту музыку, которую выхожу играть на сцене. - Вы как-то сказали, что впервые сыграв во Владимире первый концерт Рахманинова, после этого много раз исполняли его с большим успехом во всех городах мира... - Абсолютно верно. - В прошлый свой приезд вы выбрали второй концерт для фортепьяно с оркестром Шостаковича, который не играли с 13 лет. История повторилась? - Знаете - да. Везде, во всех городах и в России, и за рубежом, все было отлично. Но еще раз повторяю, для меня успех здесь более важен, чем там. Если я снискал его у вас, мне не то чтобы не страшно будет играть в той же Европе, но гораздо спокойнее. Надеюсь, что с «Каприччио» будет такая же история. - А где запланированы ближайшие концерты? - У меня запланированы концерты в Висбадене (Германия) и в Лас-Пальмас-де-Гран-Канария (Испания). Буду играть концерт для фортепиано с оркестром №2 Рахманинова. Потом – Зальцбург, Австрия, с той же программой. Наконец, сольный концерт в Карнеги-холле и несколько выступлений по всей Америке. - А фестиваль в Иркутске в этом году состоится? - Конечно. В этот раз приедет дирижер Валерий Гергиев, скрипачи Вадим Репин и Сергей Крылов. Будет и плеяда молодых музыкантов. Фестиваль мы посвятим памяти саксофониста, аранжировщика, руководителя замечательных оркестров Георгия Гараняна, который скончался11 января. Подумать только, еще 5 января мы играли с ним концерт в Кисловодске. Я улетел в Америку, а он - в Краснодар. Мы созванивались, у него было столько планов... Если я играл так называемый джаз, то только с ним, потому что в этом было особое сочетание. Сакс-символ России, как назвал его искусствовед Святослав Бэлза, и я - классический музыкант, который пытается играть джазовые вещи. В этом Георгий Гаранян был моим старшим наставников, и это личная утрата для меня. Мы должны были сейчас ехать с ним в Ригу, выпустить пластинку, в которой соединили классику и джаз. К счастью, запись окончена и диск выйдет в ближайшее время, потому что это была его мечта, и она должна осуществиться. Владимир МИХАЙЛОВфото автора
Источник публикации: ВИП Новости. Культура
www.vladimironline.ru