о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Психи в большом городе

24.11.2009 18:20 Рубрика: Культура


На одном из последних кинопоказов владимирского киноклуба «Политехник» зрители получили заряд оптимизма, посмотрев фильм «Сумасшедшая помощь» режиссера Бориса Хлебникова и пообщавшись после сеанса с автором картины, известным по нашумевшим кинолентам «Коктебель» и «Свободное плавание».

Хотя режиссер заверил, что его фильм - не притча и в нем нет символики, некоторые литературные параллели невольно возникают в сознании зрителей. Заурядная история про ограбленного тотчас по приезде в Москву белоруса Евгения, получившего приют в квартире сумасшедшего инженера, по раскрутке сюжета слегка напоминает сервантесовского «Дон Кихота». Только тот сражался с ветряными мельницами и остался покалечен, но жив. А страдающий шизофренией инженер, пытавшийся прийти на помощь обиженным соседям, был убит милиционером-параноиком. В общем-то трагическая история про злоключения гастарбайтера в столице по жанру может быть отнесена к черной комедии.

Похожего на поросенка тугодума-добряка Евгения подбирает на улице инженер-пенсионер. Растирает руками озябшие ноги разутого шпаной гастарбайтера, ведет его к себе домой и оставляет у себя жить. Инженер рассказывает гостю, что уже несколько лет совсем не спит и все свое время тратит на то, чтобы спасти замурованных в многоэтажках людей. За помощь сумасшедший «Дон Кихот» дарит разутому «Санчо Пансе» свои ботинки. Сумасшедшая команда переносит из-под окон бабушки скамейку, которую упорно возвращает на положенное место участковый, избавляет от угрозы отравления молодую женщину, обрезав ей у подъезда волосы (яд - в них!), пускает газ в камеру, где содержатся задержанные милицией граждане: «Так люди придут в возбуждение и разрушат темницы!». В фильме вызывают хохот зала не только эпизоды про «спасателей-общественников», но и про жизнь отделения милиции. В искаженном сознании параноика-участкового его коллеги занимаются целый день тем, что рассматривают журналы, а сам он рисует голую женщину. Ему мерещится, что его увольняют, он мучается подозрениями, что его никто не видит и не слышит. Параноик-участковый - главное мировое зло в глазах инженера-шизофреника. Один сумасшедший вешает на стенд возле отделения милиции рисунок, похожий на детскую каляку-маляку, а другой видит то, что и хотел нарисовать инженер, - его фотографию с оскорбительным текстом.

В разгар «спасательных операций» в квартире инженера появляется его дочь (актриса Анна Михалкова), немного нелепая и очень любящая отца. Она пытается прогнать белоруса-нахлебника и кормит папу курицей и тортами. Больной инженер все съедает один, и Евгений продолжает жить у него, постоянно недосыпая и недоедая. По нелепому стечению обстоятельств инженер, идя на главное дело жизни - убийство злого милиционера - с воображаемым ножом (на самом деле - резиновой трубкой), остается в этот момент без телохранителя-помощника. И параноик забивает «злоумышленника» ногами. «Ваш папа очень хороший человек», - говорит убегающий с места преступления Евгений дочери инженера, входящей в магазин, чтобы купить папе очередную курицу. Вернувшись в Белоруссию, Евгений периодически звонит в Москву, но в квартире инженера никто не берет трубку…

После фильма зрители горячо аплодировали режиссеру, который отметил, что публика правильно воспринимала фильм, смеявшись там, где было задумано. В отличие от зрителей на Берлинском международном фестивале, хохотавших там, где и не следовало бы. Как рассказал Борис Хлебников, сценарий картины они вместе с Александром Родионовым написали специально под актера Евгения Сытого, сыгравшего белорусского гастарбайтера. Роль сумасшедшего инженера сыграл известный киноактер Сергей Дрейден (одна из его последних работ - роль Янкеля в «Тарасе Бульбе».) При работе над сценарием соавторы использовали газетные истории, изучали материалы в милицейских архивах. При съемках фильма режиссеру давал консультации эксперт-психиатр. Какие-то затеи сумасшедшего дуэта придумал сам режиссер. «Фильм - не реальная история, которая была бы в сто раз страшнее. Скорее, это документальная сказка», - пояснил Борис Хлебников. Философской идеей картины он назвал тему маленького человека в большом городе, а также проблемы одиночества и перемены участи. На вопрос из зала, почему самой мрачной фигурой фильма стал милиционер, режиссер ответил, что, видимо, так подспудно отображается сегодняшнее состояние общества, поскольку тема милиции присутствует в семи из десяти фильмов на российских фестивалях. В «Сумасшедшей помощи» милиционер-параноик - персонаж скорее страдательный, поскольку он пребывает в депрессии, пояснил гость. По оценке самого автора фильма, снятая картина все равно оставила за кадром много недоговоренного. Оптимистический финал киноленты - сидящие вместе на диване Евгений и дочь инженера - эпизод нереальный. Режиссер пояснил, что вовсе не намеревался связывать судьбы этих людей. Просто их объединила привязанность к сумасшедшему инженеру…
Римма СЕРГЕЕВА.
Фото автора.

Источник публикации: Молва. Культура



www.vladimironline.ru




только в разделе Культура

Последние новости

Все новости