о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

2012: Соврет ли календарь Майя?

10.11.2009 15:11 Рубрика: Культура


Жившие много веков назад индейцы Майя оставили нам календарь, в котором четко обозначена дата конца света и всего, что из этого следует. С тех пор ее уже обнаружили и астрологи; нумерологи вычислили формулы, которые ее предрекают; а геологи утверждают, что земля давно дает различные тревожные знаки; и даже правительственные ученые не могут отрицать, что в 2012 году Землю ждут катаклизмы эпического размаха.

На сегодняшний день пророчество, зародившееся в цивилизации Майя, тщательным образом задокументировано, рассмотрено и изучено. Что же, к 2012 году все станет ясно. Предупреждены, значит - вооружены.

НАЧАЛО КОНЦА

Идея фильма «2012» пришла в голову автору сценария, продюсеру и композитору фильма Харольду Клозеру, соавтору Роланда Эммериха. «У каждой цивилизации на Земле есть свой миф о потопе, - говорит Клозер. – Все начинает рушиться, общество перестает нормально функционировать, и планета обновляется. Кому-то из людей дается второй шанс, чтобы положить начало новой культуре, новому обществу, новой цивилизации».

Идея выкристаллизовалась, когда Клозер и Эммерих нашли нетривиальную зацепку для истории потопа на новый лад. 13-й цикл календаря майя заканчивается 21 декабря 2012 года, а дальше ничего не следует. Вопрос напрашивается сам собой: что же будет после? «Миллионы людей, самых разных, верят, что в 2012 году произойдет некий общественный сдвиг, либо духовный сдвиг», - говорит Клозер. Эммерих и Клозер, вдохновленные обилием и многообразием теорий, принялись за сценарий.


Главным для режиссера, известного благодаря таким блокбастерам, как «День Независимости» и «Послезавтра», казалось сделать «2012» непохожим на эти картины. «Чем больше мы с Харольдом обсуждали сюжет, тем больше я понимал, что именно такая история будет близка человеку в современном обществе. Существует множество политических и философских аспектов, которые, на мой взгляд, усиливают ощущение катастрофы».

Перед авторами проекта стала задача - создать героев, находящихся в центре этих политических и философских волнений, чтобы смоделировать катастрофу в масштабах человеческой жизни. Джон Кьюсак в роли Джексона Кертиса с головой уходит в свой непризнанный роман, лелея надежды на его гениальность. В результате брак его рушится, и семья оказывается в подвешенном состоянии. Но Джексон остается верным отцом и в самый ответственный момент докажет, что ради спасения семьи пойдет на все.

Аманда Пит в роли жены Джексона, Кейт, поддерживает с ним дружеские отношения. Но ей давно уже надоело конкурировать с работой мужа за его внимание. Когда плиты земной коры начинают двигаться, попутно уничтожая Лос-Анджелес, Джексон и его семья отправляются в отчаянное путешествие по суше и воздуху, чтобы спастись и увидеть новый мир.


Тем временем в верхушке мирового правительства зреет свой план. Спасти все человечество все равно не удастся, но некоторые люди все же будут спасены, и у них появится шанс построить общество заново. Президент Томас Уилсон (Дэнни Гловер) быстро понимает, что за кризис предстоит пережить планете, и также быстро не дает развиться массовой истерии, засекретив эту информацию.

Чиветель Эджифор исполняет роль главного советника президента по науке, Эдриана Хелмсли, которому удалось расшифровать послания Земли. Он готов сделать все, что в его силах, чтобы помочь как можно большему количеству людей. Карл Энхейзер (Оливер Плэтт), глава администрации США, пусть слегка напыщен и вспыльчив, но также надеется, что человечество, или хотя бы те, кто смогут себе это позволить, выживет.

Тэнди Ньютон в образе президентской дочки Лоры в шоке от того, какую правду прячет от мира правительство ее отца. На самом же деле, единственным человеком вне правительства, кто догадывается о предстоящих событиях, оказывается радио-ведущий (и, возможно, пророк) Чарли Фрост (Вуди Харрельсон). Он делится своими предсказаниями в прямом эфире со всеми, кто готов его слушать.

Во многом сценарий Клозера и Эммериха стал самым масштабным проектом из тех, что Эммерих когда-либо делал. Сочетание компьютерной графики и спецэффектов позволило режиссеру раскрыть все возможности сценария. «Нашей целью было сделать так, чтобы зритель не смог отличить настоящие декорации от компьютерной графики, - поясняет художник-постановщик Бэрри Часид. – Надеемся, что в итоге, посмотрев кино, вы зададитесь вопросом: «А где они взяли такую гору, чтобы все это на ней построить?»


Так, например, было построено несколько сцен с «трясущимся полом» - своего рода огромными панелями на шарнирах. Таким образом, актер мог бежать по сцене, которая, по команде режиссера, начинала двигаться.

«Роланд ставил на эти гигантские шарниры – огромные такие крутилки - целую улицу – с пальмами, бетоном, фасадами домов, и говорил: «Тебе нужно пробежать по улице, сесть в машину и отъехать», - говорит Кьюсак. – «К концу съемок я прошел сквозь огонь, воду, землю, клубы пепла, землетрясения – сквозь все, что только можно себе представить. Я побывал за рулем всех мыслимых и немыслимых транспортных средств, спасаясь от всех мыслимых и немыслимых катастроф. Неплохая встряска».

Все, что не удалось построить плотникам, достроили специалисты по компьютерной графике – лишь благодаря их компетентности художественное видение Эммериха удалось воплотить в жизнь. «Я приходил на площадку и видел перед собой океан голубого экрана, - говорит Кьюсак. – Но работать было легче, чем я ожидал. У Роланда все продумано, и он может подробно объяснить, как это будет выглядеть в итоге. Он настолько уверен в себе, что представлять себе то, что представляет он – одно удовольствие».

«Мне нравится практически все, что происходит в этом фильме, - говорит Марк Вайгерт, режиссер по компьютерной графике и сопродюсер картины. – Более половины фильма - компьютерная графика. По-моему, Роланду удалось вставить в него все возможные природные катаклизмы. К 30-й странице Лос-Анджелес стирает с лица земли землетрясение в 10,5 баллов. Йеллоустоунский парк взлетает на воздух вместе с волной лавы шириной 50 км. Но с Роландом по-настоящему интересно работать, потому что в каждую сцену он привносит что-то новое, что-то особенное. Вы скажете: «Ну и что, я видел фильмы с землетрясениями». Ан нет, не видели».


«2012» оказался грандиозным проектом, даже по меркам Эммериха. Кьюсак говорит: «Его масштаб несоизмеримо больше, чем все, что вы когда-либо видели. На каждой странице не перестаешь удивляться, о чем это Роланд думал – настолько все казалось амбициозным, неприподъемным. Но самое интересное – то, что на площадке Роланд всегда спокоен. Вокруг него могут быть лишь огромные щиты зеленого экрана, но в его голове все выстроено. Он точно знает, как все должно выглядеть, и способен командовать армиями, чтобы осуществить свой замысел. Невероятно».

ГЕРОИ 2012-ти

События фильма «2012» излагаются с двух точек зрения: они показаны как глазами тех, кто знает о том, что в мире скоро настанет апокалипсис, так и с позиции людей, находящихся в полном неведении того, что ожидает землян в ближайшем будущем. Так, герой Джона Кьюсака – обычный человек, который в один прекрасный день узнает, что миру, каким мы его привыкли видеть, скоро настанет конец. И для него эта новость – полная неожиданность.

По словам Харальда Клозера, история, рассказанная в фильме, не только не оставит равнодушными зрителей, но стала близка и самим создателям фильма. «Я очень хорошо понимаю героя нашего фильма, Джексона, ведь у меня самого двое детей, я разведен и занимаюсь творческой деятельностью», – рассказывает о главном герое Харальд Клозер, выступивший сценаристом и композитором фильма.

«Джон Кьюсак - идеальный во многих отношениях человек. Я не мог себе представить никакого другого актера в этой роли!» – признается Клозер. - «Джексон, конечно, не до такой степени правильный человек и вовсе не идеальный семьянин. В прошлом писатель, Джексон теперь работает водителем лимузина, а у его бывшей жены появился приятель, к которому сын и дочь Джексона привязываются все больше и больше».


«Джексон изо всех сил пытается что-то исправить в своей жизни», - рассказывает Кьюсак о своем герое. Однако причина, по которой актер согласился сыграть в фильме 2012, это не только непростая судьба главного героя. «Сценарий фильма показался мне весьма необычным и даже забавным. Не знаю, может ли апокалипсис быть забавным, но в этом фильме присутствует черный юмор, и мне это показалось достаточно интересным», - шутит актер.

Аманда Пит, исполнившая в фильме роль Кейт, бывшей жены Джексона, была очень рада возможности поработать с режиссером Роландом Эммерихом. «Он создает потрясающие по своей динамичности экшны!», - делится актриса своими впечатлениями о режиссере. - «В его фильмах присутствует какая-то легкость и даже есть место юмору. Все герои обладают настоящей харизмой. Но, самое главное, это то, что Эммерих очень отзывчивый и добрый человек, и это ощущается не только когда смотришь его фильмы, но и когда работаешь с ним. Он очень заботливый и внимательный к окружающим. Так, график съемочных дней был составлен таким образом, что сцены, в которых актеры должны были сниматься в воде, были расписаны на разные дни. И когда я спросила его, «почему бы нам не снять все сцены в воде сразу?» – он ответил: ‘Вы что, хотите несколько дней подряд провести в воде?’ То есть это расписание составлялось так, чтобы нам, актерам и членам съемочной группы, было максимально комфортно».

В первый же съемочный день Аманде Пит пришлось с головой окунуться в напряженную работу. «Моей первой сценой стали съемки в супермаркете», - вспоминает актриса. В этой сцене супермаркет попадает под разрушительную волну землетрясения, а ее героиня Кейт оказывается в самом эпицентре. «Во время съемок меня очень поддерживал мой друг, Том МакКарти, и мы немного нервничали, потому что это были наши первые съемки в фильме подобного жанра. А Роланд Эммерих нас все время просил успокоиться: ‘Это еще не самое страшное. У вас впереди еще столько сложных сцен!’, - повторял он».


Апокалипсис в фильме показан не только глазами простых жителей, но и с точки зрения представителей правительства, таких как Эдриан Хелмсли, роль которого исполняет Чиветель Эджиофор.

Когда Хелмсли, ученый, работающий на правительство, обнаруживает, что в земном ядре и коре, а также самой атмосфере нашей планеты начала происходить целая серия изменений, он сразу же сообщает об этом Белому Дому. «Эдриан и Джексон словно находятся по разные стороны баррикад. С самого начала Эдриан знает, что произойдет с планетой и ее обитателями, и он осведомлен о планах правительства. Но на протяжении всего фильма его мучает мысль, что то, что собирается сделать правительство – это не самый лучший выход из ситуации», - рассказывает Клозер и герое Чиветеля Эджиофора.

«Темы, которые затрагиваются в фильме, просто завораживают. Сценарий написан простым и легким языком так, что от него буквально невозможно оторваться. Самая идея снять подобный фильм великолепна. Природный апокалипсис вот-вот наступит, и человечество пытается найти выход из сложившейся ситуации. Думаю, все мы сейчас отдаем себе полный отчет в том, что такой момент действительно может наступить. И мы все должны задуматься о том, в чем мы ответственны перед будущим», - признается Эджиофор.

В конце концов, между Хелмсли и начальником штаба Карлом Анхаузером, роль которого играет Оливер Плэтт, начинаются трения. «По задумке сценаристов, Карл должен был стать одним из самых прямолинейных персонажей фильма», - вспоминает Клозер. – «Ведь он работает на Белый Дом, он жесткий и непримиримый и предпочитает решать проблемы силовым путем. Но когда благодаря Марку Гордону, продюсеру фильма, на эту роль был утвержден Оливер Плэтт, образ этого героя моментально изменился».


Благодаря Плэтту, у его героя Анхаузера появились более человечные черты характера. Он твердо придерживается мнения, что людям нельзя говорить о том, что происходит на самом деле – для их же собственного спокойствия и благополучия, а, может быть, и потому, что спасти всех людей на планете все равно невозможно.

«Анхаузер трезво смотрит на вещи», - рассказывает Плэтт о своем герое. – «И он пытаются разобраться в этой очень не простой с нравственной точки зрения ситуации. И так как он всегда руководствуется практическими соображениями, то он уверен, что в данных обстоятельствах, когда нужно спасать человечество, прежде всего, необходимо придерживаться высоких моральных устоев. Но как же быть с тем, что спасать будут не всех, а лишь избранных? Для Анхаузера это очень щепетильный вопрос».

Именно эта неоднозначность и противоречивость и привлекла внимание актера к этой роли. «2012 – не первый фильм о конце света, но не думаю, что в каких-нибудь еще фильмах с подобной тематикой правительство, обладающее высшей властью, стояло перед выбором, кому говорить правду о том, что происходит, а кому нет, и кого спасать, а кого обрекать на гибель», - объясняет концепцию фильма Плэтт.

Таким образом, создатели фильма решили, что правительству в фильме должна отводится немаловажная роль. «Изначально мы не планировали показывать в фильме представителей правительства», - вспоминает Клозер. – «Ведь эта тема отсутствует и в предыдущих фильмах Роланда Эммериха. Но, посовещавшись, мы поняли, что невозможно показать правительственную операцию подобных масштабов, не уделив внимание людям, которые ее разрабатывали и подготавливали».


СЪЕМКИ АПОКАЛИПСИСА

Съемки фильма «2012» проходили в канадском городе Ванкувер и длились 5 месяцев. Съемки были разбиты на 13 этапов, которые осуществлялись на 5 различных площадках. Также были использованы особые декорации, имитирующие городские улицы и состоявшие из огромной подвижной площадки с деревьями и голубого экрана. А в окрестностях канадского города Камлупс были сооружены декорации, изображающие Йеллоустонский Парк и горы Тибета. Съемки там длились около недели. Работа над отснятым материалом проходила в Лос-Анджелесе, где также были сняты еще несколько сцен.

По словам оператора по спецэффектам Майка Везины, перед тем как построить декорации, разработать трюки и приступить к съемкам, создателям фильма нужно было решить, какие спецэффекты будут созданы на компьютере, а какие будут отсняты на камеру с использованием комбинированных съемок. «Такие решения нужно принимать еще на стадии подготовки к съемкам», - делится профессиональными секретами Везина.

Везина также занимался созданием сейсмических эффектов в фильме, которые были достигнуты с помощью подвижных съемочных декораций. «Эти декорации были одними из самых массивных конструкций, которые я когда-либо видел», - вспоминает Везина. – «На строительство декораций у нас ушло несколько сотен тон стали. Эммерих любит, чтобы все было по-настоящему. Так что гигантские подвижные декорации рушащегося дом, из которого люди спасаются бегством, а также аэропорта, который превращается в руины, и других сцен, мы построили сами. Общая площадь этих декораций составляет около 800 кв м. Туда легко поместились и машины, и грузовики, и самолеты. А эффект землетрясения был вполне достигнут. Так что актерам не приходилось представлять себе, что они в эпицентре сильнейшего землетрясения – все было по-настоящему».


Декорации Белого Дома, в которых снималась сцена землетрясения, и которые состояли из подвижной площадки и зеленого экрана, в техническом отношении были просто верхом совершенства.

«Чтобы добиться эффекта подземных толчков, подвижные платформы приводились в движение с помощью воздушных гидравлических и пневматических систем, которые мы контролировали с помощью электроники. По просьбе Роланда Эммериха мы могли регулировать магнитуду и интенсивность толчков. Все системы у нас были под полным контролем. Управлять целой подвижно платформой с декорациями с помощью джойстика мог всего один человек», - рассказывает Везина о съемках фильма.

Для съемок в воде, которые дались совсем не просто как актерам, так и членам съемочной бригады, были сооружены несколько декораций с водными резервуарами. Актеры и съемочный персонал взбирались по лестнице на платформу, а затем по необходимости она с помощью лебедок опускалась в резервуар, наполненный водой.

«Актеры должны были бежать по своеобразному коридору, в который из другого резервуара мы вливали несколько сотен литров воды, таким образом, мы достигли эффекта волны, которая настигала и поглощала людей», - рассказывает Везина.

«Все наши водные резервуары представляли собой единую систему сообщающихся сосудов. По мере необходимости мы перекачивали воду из одного резервуара в другой с помощью системы насосов. Эту воду мы очищали, хлорировали и подогревали. А в конце съемочного дня мы перегоняли эту воду в специальный запасной бассейн, чтобы использовать ее на следующий день», - вспоминает Везина.


Когда нужно было настроить камеру или освещение, платформу с актерами поднимали из воды, а когда все было готово, ее снова опускали в резервуар.

«Хотя съемки в воде были не самыми легкими, они все же доставили мне определенное удовольствие. У вас создается впечатление, что мир уходит под воду, но такой эффект создается за счет того, что камера вместе с декорациями опускается под воду», - делится впечатлениями о съемках Кьюсак.

ЧТО ДУМАЮТ АКТЕРЫ О КОНЦЕ СВЕТА

А что если завтра – конец света? Хотели бы вы знать об этом? И что бы вы предприняли, зная это? Для Харальда Клозера ответ на этот вопрос очевиден. «Я бы поступил точно так же, как поступил Джексон Кертис, герой нашего фильма: я бы схватил своих детей в охапку и отвез бы их в самое безопасное место».

«Думаю, правительство замалчивало информацию о конце света, из опасения, что как только люди узнают правду, планы правительства на спасение рухнут, и в мире возникнет паника и хаос. И хотя мой персонаж, президент Уилсон убежден, что это правильно, я так не думаю. Все люди считают, что было бы хорошо узнать, когда наступит конец света. Но ведь если мы не можем его предотвратить, зачем нам знать, когда он наступит?», - рассуждает Оливер Плэтт.


Прежде чем ответить на тот же вопрос, Чиветель Эджиофор задумался. «Я считаю, что люди все-таки должны знать о конце света. Хотя и привести это может к самым серьезным последствиям. Должны ли знать люди эту дату или нет - один из самых сложных вопросов, которые авторы поднимают в этом фильме. И ни в нем, ни в реальной жизни на этот вопрос нет простого ответа». «Даже не знаю, что сказать. Сложный вопрос. К кому бежать за помощью? Что делать? Думаю, я бы просто выкурил сигарету. Я, конечно, бросил курить, но ведь это конец света, почему бы напоследок и не выкурить сигаретку?» – подводит итог всему сказанному Кьюсак.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ О КОНЦЕ СВЕТА

Остается всего пара лет до того, как календарь индейцев Майя закончится. Так что же случится с нашей планетой в 2012 году? Каким из страшных предсказаний суждено сбыться? И хотя многие исследователи сходятся в том, что нашу Землю ждут катаклизмы, многое еще остается неизвестным и непонятным.

ЛОУРЕНС ДЖОЗЕФ, автор книги «Апокалипсис 2012: оптимист изучает конец цивилизации», считает что, предсказанное Майя затмение - лишь начало целой серии катастроф, которые ожидают Землю. Согласно его теории, нас ожидает мощная солнечная активность, изменения магнитных полей, а также, по его мнению, в 2012 году на месте Йеллоустонского парка возникнет крупнейший в мире вулкан. В книге также говорится о том, что согласно результатами последних научных исследований, предсказания Майя имеют под собой реальную почву, и что в 2012 году произойдут события, которые навсегда изменят облик нашей планеты.


Премьеру картины «2012»  вы сможете увидеть 12 ноября в "Киномакс-Буревестник"

http://www.filmtoday.ru/exclusive/334057/




www.vladimironline.ru




только в разделе Культура

Последние новости

Все новости