о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Иосиф Райхельгауз мечтает поставить классику во Владимире

24.09.2009 21:20 Рубрика: Культура


Еще до открытия очередного сезона областной театр драмы сделал прекрасный подарок зрителям, предоставив свою сцену одному из самых известных столичных театров - «Школе современной пьесы». Театр, отмечающий в этом году свое двадцатилетие, показал в пятницу владимирцам один из самых известных своих спектаклей - «А чой-то ты во фраке?». А накануне со зрителями встретился создатель и художественный руководитель театра, народный артист России Иосиф Райхельгауз.

Представляя владимирской публике свой театр, Иосиф Леонидович подчеркнул, что название «Школа современной пьесы» - не просто название, но и программа. Райхельгауз никогда не ставит на своей сцене классику, которую очень любит. В репертуаре его театра - исключительно современные пьесы, поставленные впервые - либо самим главным режиссером, либо «каким-нибудь безумным, но знаменитым режиссером». Так, скандальной премьерой прошлого сезона стал спектакль Андрея Жолдака «Москва. Психо», с которого московская публика уходит толпами. Однако за границей эту постановку буквально рвут на части, и сейчас его декорации странствую где-то между Кореей и Америкой. Кстати, в зарубежных театрах Райхельгауз с удовольствием ставит классику, и его постановка «Чайки» даже удостоилась государственной премии Турецкой республики.

Рассказывая о весьма драматических перипетиях своей творческой судьбы в годы советской власти, Иосиф Леонидович признался, что в жизни ему очень повезло. Он всю жизнь занимался любимым делом и либо учился сам, либо учил других. Сегодня у него замечательная труппа, хотя и самая маленькая среди «театров Бульварного кольца» - всего около 30 человек. Зато все они - либо его старые друзья-единомышленники, либо его ученики. Его театр востребован и в России, и за границей, и ни один месяц не обходится без поездок на гастроли. Время, когда создавался его театр, Райхельгауз считает самым прекрасным и интересным периодом нашей истории.

- Девяностые годы - это великие годы, перевернувшие нашу страну, - заявил режиссер. По его мнению, людям были даны тогда огромные возможности, которыми большинство народа, к сожалению, не захотело воспользоваться. Горбачева и Ельцина он считает великими историческими фигурами, которым обязательно поставят памятники. Нынешнюю ситуацию он оценивает более критически, однако и сегодня жизнь все равно прекрасна. Во всяком случае, сам Иосиф Леонидович при каждом удобном случае может свободно заявлять, что ему не нравится Путин. Он даже орден из рук Владимира Владимировича получать не пошел, и ему за это ничего не было. Напротив, ему разрешено строить новое здание для театра - правда, из-за кризиса работы несколько притормозились.

Свое место в искусстве Райхельгауз оценивает весьма трезво. Он считает себя крепким профессионалом, который знает свое дело и умеет работать, но для того, чтобы занять место в первой десятке столичных режиссеров, ему нужно коренным образом изменить образ жизни. Вот, например, для его старого друга, одного из величайших режиссеров современности Анатолия Васильева, не существует на свете ничего, кроме театра. А у Иосифа Райхельгауза, судя по всему, театр - хоть и главное, но не единственное увлечение в жизни. Его отец работал водителем, так что будущий режиссер с детства сел за баранку и освоил все виды транспорта, в том числе и самые экстремальные. Свой отпуск он обычно посвящает экспедициям на джипах-внедорожниках «по горам, болотам, камням, пескам и даже по зимнему байкальскому льду. Только не по проторенной дороге, только не по наезженной колее...» - так говорится в аннотации к книге И. Райхельгауза «Прогулки по бездорожью», которую он представил зрителям. Они увидели также отрывки из документального фильма «Вкус бездорожья», снятый в одной из экспедиций, и смогли оценить, насколько рискованное хобби выбрал себе выдающийся режиссер.

На следующий день Иосиф Леонидович встретился с представителями СМИ, которым объяснил историю своего появления во Владимире: ему очень понравился спектакль «Мужчина и женщина», который он увидел на театральном фестивале в Москве. Да и вообще у него слабость к старым городам, названия которых связаны с историей русского театра. И теперь он мечтает организовать в провинциальных театрах мировые премьеры лучших современных пьес - а потом пригласить эти театры в Москву на фестиваль. А во Владимире он к тому же с удовольствием поставил бы какую-нибудь классическую пьесу. Но, к сожалению, у режиссера катастрофически не хватает времени.

- Я много чего не успеваю, - признался Райхельгауз, выразив опасение, что Владимир может попасть в копилку нереализованных замыслов.

Говоря о «тайнах ремесла», Иосиф Леонидович отметил, что на сцене, по его мнению, возможно все, что мотивировано психологически. Вот он, к примеру, думал, что никогда не допустит на своей сцене ненормативную лексику. Однако в спектакле «Русское варенье» без крепкого словца обойтись не удалось - и оно оказалось вполне уместным. В принципе же он считает, что спектакль поставлен правильно, если его не стыдно смотреть вместе со своей мамой и своей дочерью.

А на вопрос, над чем, по его мнению, в принципе нельзя смеяться, режиссер ответил:

- Я, к сожалению, циник и смеюсь над всем, даже над смертью. Мне кажется, что с иронией надо относиться ко всему на свете, но прежде всего - к самому себе.
Елена БЕЛАЯ.
Фото: Владимир Филимонов.

Источник публикации: Молва. Культура



www.vladimironline.ru




только в разделе Культура

Последние новости

Все новости