о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Нежный и тревожный мир Ольги Розановой

20.07.2009 16:30 Рубрика: Культура


Русский авангард все больше входит в моду. Столичные художественные салоны предлагают для украшения интерьеров в том числе и постеры с работ Ольги Розановой. Об Ольге Розановой пишут монографии зарубежные авторы, живопись и графика художницы периодически экспонируются в престижнейших залах Москвы. А в Меленках, откуда родом эта художница начала прошлого века, память «звезды русского авангарда» никак не увековечена. Ее картин и рисунков нет в художественных фондах Владимира, в отличие от музеев Иванова, Костромы, Нижнего Новгорода, Ростова, Самары, Саратова, Астрахани.

Короткая, но плодотворная творческая карьера Ольги Розановой шла на взлет как-то тихо, не нарушая устоев провинциальной старины мира ее детства и юности. Она окончила владимирскую женскую гимназию и переехала в Москву. Посещала школу рисования К.Юона и Строгановское училище, участвовала в собраниях общества художников и стала одним из лидеров «Союза молодежи». Участвовала в экспозициях «Бубнового валета». При этом каждую весну приезжала во Владимир, где потом, на ул. Борисоглебской (ныне Музейной) в доме № 44, увы, не сохранившемся, жила ее мать. Дома она рисовала в стиле реализма, отложив авангард для столиц.

Розанова была в числе редких «мастеров-интимистов футуризма», отмечали критики. Ее творчество заметил и пригласил принять участие в первой свободной интернациональной выставке основатель течения футуризма Маринетти. Она экспериментировала со стилями супрематизма и кубизма, добиваясь «преображения колорита», перекладывая цвет в свет. Картина «Зеленая линия» О.Розановой, с эффектом прозрачного свечения зеленой полосы, является одним из шедевров беспредметного искусства.

Розанова успешно занималась дизайном текстиля, а под влиянием поэта Крученых увлеклась «безумной поэзией», где также вписала свое имя в историю. Стихотворение Розановой «Испания» с орнаментом ритма тарантеллы снискало славу одного из самых оригинальных и «театрализованных» в новой русской поэзии начала XX века.

«Все страшно вам всего - вам, у кого души старые да недобрые», - так писала в одном из своих стихов в жанре «безумной поэзии» Ольга Розанова, автор манифеста художественной группы «Союз молодежи», в котором состояли Владимир Маяковский, Казимир Малевич, Велимир Хлебников, Владимир Татлин. Она декларировала, что «Солнце искусства светит слишком ярко, чтобы мы могли преступно спать… Вот наш девиз: «В беспрерывном обновлении Будущее Искусства!».

И все же дочь личного дворянина Владимира Яковлевича Розанова, имевшего духовное семинарское и юридическое образование, более двадцати лет прослужившего уездным исправником, относилась к когорте новаторов, но не из числа эпатажных бунтарей ее окружения. Ставшая хрестоматийной цитата «дыр бул щыл» Алексея Крученых увидела свет в сборнике «Тэ ли лэ», оформленной Ольгой Розановой. Она оформляла сборники многих поэтов-футуристов, была художницей при постановке пьесы Маяковского. Но при этом мир Ольги Розановой был «нежный, ночной, неуемный и тревожный», как написал о ней Абрам Эфрос в некрологе. А поэт Крученых отмечал, что Розанова умела «вносить женское лукавство во все «ужасы кубизма».

Помимо игры созвучий, у художницы-поэтессы рождались и очень трогательные меланхолические строки. В стихотворении «Альбом» у Розановой «Бабушки, тетки, племянницы… делают вид, что живут, улыбаются, не доверяют, взглядом советуются с дедушками и втихомолку целуются в темноте альбома, сложенного к листу листом».

Деятельная футуристка после революции работала в отделе изобразительных искусств Наркомпроса, организовав художественные мастерские в поселках со старинными промыслами.

Темой работ Ольги Розановой были городские ночные пейзажи, интерьеры, натюрморты. Она создала галерею персонажей игральных карт, имеющих свои характеры и несущих в своих образах загадку судьбы.

…Художница-поэтесса умерла в 32 года от дифтерии в Солдатенковской больнице 8 ноября 1918 года, успев подготовить к первому юбилею революции оформление для Тушинского аэродрома. А мир полуулыбок-полунамеков в творчестве «звезды русского авангарда» Ольги Розановой до сих пор пленяет нас тихой мелодией в симфонии эпохи войн и революций.
Римма АНДРЕЕВА.

Источник публикации: Молва. Культура



www.vladimironline.ru




только в разделе Культура

Последние новости

Все новости