«Политехник» вернулся в родные стены
27.04.2009 12:00 Рубрика: Культура
Позавчера в актовом зале главного корпуса ВлГУ состоялся вечер, посвященный творчеству живой легенды отечественного кино - режиссера Рустама Хамдамова.
Приветствуя зрителей, ректор Валентин Морозов с удовлетворением отметил, что киноклуб, носящий имя «Политехник» вполне естественно после долгих лет скитания по разным кинозалам вернулся в родные стены. А руководитель клуба Вера Цветаева поблагодарила руководство вуза, предоставившее любителям кино прекрасное помещение для просмотра фильмов.
Известный киновед Ирина Гращенкова - старый друг «Политехника». На протяжении всех 20 лет существования киноклуба она знакомила владимирских любителей кино с творчеством лучших отечественных режиссеров и классиков мирового кино. На сей раз она представила зрителям фильмы своего старого друга, которого знает со времен учебы во ВГИКе. Уже дипломная работа студента Рустама Хамдамова - фильм «В горах мое сердце» - свидетельствовала о его несомненной гениальности. Но как у многих гениев, неспособных идти ни на малейшие компромиссы с окружающим миром, судьба у него сложилась очень драматично. За 40 с лишним лет работы в кино он снял всего четыре фильма. Причем один из них короткометражный, второй был варварски уничтожен, а третий до сих пор не смонтирован. Так что считайте сами…
Уже в первом фильме - вольной экранизации рассказа американского писателя Уильяма Сарояна - оказалась предсказана судьба самого режиссера с его вечными скитаниями, тягой к прекрасному и уверенностью, что быть великим и брать за это деньги - грех… Эту милую, изящную стилизацию под раннее немое кино зрители увидели своими глазами и смогли по достоинству оценить ее человечность, ироничность и красоту. Правда, качество изображения несколько подкачало: ВГИК ухитрился потерять негатив фильма (а может, и продал его на сторону за хорошие деньги), и копию пришлось делать с позитива…
Тяга Хамдамова к эстетике серебряного века казалась подозрительной и раздражала кинематографическое начальство. Его фильм «Раба любви» был закрыт в начале съемок, и позже совсем другую картину по этому сценарию снял Никита Михалков. А опальный режиссер был вынужден уехать на родину, в Ташкент, где занялся дизайнерским искусством, сочиняя потрясающие наряды для первых леди Узбекистана. Потом друзья все же выхлопотали для него разрешение на новую постановку, но съемки фильма «Нечаянные радости» тоже были остановлены, а рабочие материалы сожжены. Только у кинооператора чудом сохранилось несколько фрагментов, из которых через несколько лет удалось смонтировать 24-минутный фильм. А Рустам Хамдамов в конце концов был вынужден уехать на Запад. Несколько лет он занимался живописью в Париже, где стал очень востребованным художником - его работы висели в квартирах Федерико Феллини, Лукино Висконти и других великих мастеров кино. Во Франции ему дали возможность снять фильм «Анна Карамазофф», но конфликт с продюсером привел к тому, что отснятый материал был арестован, но даже выкупив его, режиссер пока не может отстоять свои авторские права и заняться монтажом картины.
Последний фильм Хамдамова - «Вокальные параллели» - датирован 2005 годом, но работа над ним продолжалась более пяти лет. Съемки профинансировали две богатые казашки, так что из уважения к ним режиссер снимал картину в Казахстане, и даже Рената Литвинова говорит в нем по-казахски. Картина представлена зрителям как фильм-концерт, что снимает все вопросы по поводу сюжета и связи между эпизодами. Просто состарившиеся звезды советской оперы Араксия Давтян, Бибигуль Тулегенова, Роза Джаманова и их более молодой, но уже покойный коллега Эрик Курмангалиев поют своими прекрасными голосами свои лучшие арии из Пуччини, Россини, Верди. А Рената объявляет их партии, а заодно учит их жизни. А под конец в раздражении расстреливает при помощи яблок. Они умирают, возносятся к небесам на самолете и там поют… Действие разворачивается на фоне индустриальных развалин, горных пастбищ, грандиозных статуй непонятного происхождения. В общем, все невероятно красиво - настоящее «штучное авторское кино ручной работы», как охарактеризовала «Вокальные параллели» Ирина Гращенкова, с сожалением признавшая, что в наши дни такие изысканные фильмы стали на мировом экране большой редкостью.
Елена БЕЛАЯ.
Фото с интернет-сайта.
Приветствуя зрителей, ректор Валентин Морозов с удовлетворением отметил, что киноклуб, носящий имя «Политехник» вполне естественно после долгих лет скитания по разным кинозалам вернулся в родные стены. А руководитель клуба Вера Цветаева поблагодарила руководство вуза, предоставившее любителям кино прекрасное помещение для просмотра фильмов.
Известный киновед Ирина Гращенкова - старый друг «Политехника». На протяжении всех 20 лет существования киноклуба она знакомила владимирских любителей кино с творчеством лучших отечественных режиссеров и классиков мирового кино. На сей раз она представила зрителям фильмы своего старого друга, которого знает со времен учебы во ВГИКе. Уже дипломная работа студента Рустама Хамдамова - фильм «В горах мое сердце» - свидетельствовала о его несомненной гениальности. Но как у многих гениев, неспособных идти ни на малейшие компромиссы с окружающим миром, судьба у него сложилась очень драматично. За 40 с лишним лет работы в кино он снял всего четыре фильма. Причем один из них короткометражный, второй был варварски уничтожен, а третий до сих пор не смонтирован. Так что считайте сами…
Уже в первом фильме - вольной экранизации рассказа американского писателя Уильяма Сарояна - оказалась предсказана судьба самого режиссера с его вечными скитаниями, тягой к прекрасному и уверенностью, что быть великим и брать за это деньги - грех… Эту милую, изящную стилизацию под раннее немое кино зрители увидели своими глазами и смогли по достоинству оценить ее человечность, ироничность и красоту. Правда, качество изображения несколько подкачало: ВГИК ухитрился потерять негатив фильма (а может, и продал его на сторону за хорошие деньги), и копию пришлось делать с позитива…
Тяга Хамдамова к эстетике серебряного века казалась подозрительной и раздражала кинематографическое начальство. Его фильм «Раба любви» был закрыт в начале съемок, и позже совсем другую картину по этому сценарию снял Никита Михалков. А опальный режиссер был вынужден уехать на родину, в Ташкент, где занялся дизайнерским искусством, сочиняя потрясающие наряды для первых леди Узбекистана. Потом друзья все же выхлопотали для него разрешение на новую постановку, но съемки фильма «Нечаянные радости» тоже были остановлены, а рабочие материалы сожжены. Только у кинооператора чудом сохранилось несколько фрагментов, из которых через несколько лет удалось смонтировать 24-минутный фильм. А Рустам Хамдамов в конце концов был вынужден уехать на Запад. Несколько лет он занимался живописью в Париже, где стал очень востребованным художником - его работы висели в квартирах Федерико Феллини, Лукино Висконти и других великих мастеров кино. Во Франции ему дали возможность снять фильм «Анна Карамазофф», но конфликт с продюсером привел к тому, что отснятый материал был арестован, но даже выкупив его, режиссер пока не может отстоять свои авторские права и заняться монтажом картины.
Последний фильм Хамдамова - «Вокальные параллели» - датирован 2005 годом, но работа над ним продолжалась более пяти лет. Съемки профинансировали две богатые казашки, так что из уважения к ним режиссер снимал картину в Казахстане, и даже Рената Литвинова говорит в нем по-казахски. Картина представлена зрителям как фильм-концерт, что снимает все вопросы по поводу сюжета и связи между эпизодами. Просто состарившиеся звезды советской оперы Араксия Давтян, Бибигуль Тулегенова, Роза Джаманова и их более молодой, но уже покойный коллега Эрик Курмангалиев поют своими прекрасными голосами свои лучшие арии из Пуччини, Россини, Верди. А Рената объявляет их партии, а заодно учит их жизни. А под конец в раздражении расстреливает при помощи яблок. Они умирают, возносятся к небесам на самолете и там поют… Действие разворачивается на фоне индустриальных развалин, горных пастбищ, грандиозных статуй непонятного происхождения. В общем, все невероятно красиво - настоящее «штучное авторское кино ручной работы», как охарактеризовала «Вокальные параллели» Ирина Гращенкова, с сожалением признавшая, что в наши дни такие изысканные фильмы стали на мировом экране большой редкостью.
Елена БЕЛАЯ.
Фото с интернет-сайта.
Источник публикации: Молва. Культура
www.vladimironline.ru