Стекло высшей пробы
07.04.2009 16:20 Рубрика: Культура
Коричневые ягоды шиповника так и хочется сорвать. Кажется, прикоснешься к острым лепесткам астр - и они сомнутся, а в аквариуме будто застыла прозрачная вода. Эти художественные произведения из самого обычного кварцевого стекла - работы Алексея Зеля. В Ковровском историко-мемориальном музее открылась выставка московского мастера-стеклодува, которого окрестили «русским Фаберже».
Он будто бы вдохнул жизнь в эти хрупкие, прекрасные вещи. На ветке шиповника застыли капельки росы, набухли почки, листочки - в мельчайших прожилках, и даже на брюшке зеленой гусеницы просматриваются колечки... Работы Зеля не просто с ювелирной точностью передают окружающий мир, они сами по себе - авторская Вселенная. Там многомачтовые фрегаты разрезают волны времени, древние драконы обнажают гигантские зубы в страшной схватке, маленький мальчик в валенках с руки кормит белок, цветет вишня и причудливые ветви деревьев взмывают к самому небу.
Сегодня его работы находятся в частных коллекциях Маргарет Тэтчер, семьи Ельциных, Франсуа Миттерана и многих других выдающихся людей. А когда-то Алексей Зеля был никому не известным рабочим-стеклодувом на Московском электроламповом заводе. Вообще-то, Алексей Олегович мечтал стать биологом, три курса отучился на биофаке МГУ, но рано женился, бросил учебу и пошел зарабатывать деньги.
- Работа на заводе скучная, рутинная, - вспоминает мастер. - Сидишь, лампы крутишь, стараешься побыстрее сделать, чтобы чем-то другим заняться. Ведь само по себе стекло завораживает. И вот если есть материал и свободное время, хоть пепельницу или графинчик сделаешь…
Но бывший биолог выбрал другой путь: выдул стеклянную козочку и до сих пор никак не может остановиться. Создавать шедевры из стекла мастеру помогает фантастическая зрительная память и воображение, а еще - трудолюбие и упорство. Многие авторы, которые работают в жанре стеклопластики, делают только эскизы. Зеля не только вынашивает художественный образ, он полностью воплощает его в жизнь: выдувает, шлифует, огранивает.
Кварцевое стекло плавится на газовой горелке при температуре в две с половиной тысячи градусов по Цельсию! Без темных очков и маски сварщика работать нельзя. Форма придается с помощью всего двух инструментов: графитовыми лопатками стекло разглаживается, а вольфрамовыми спицами вытягивается и разворачивается.
Из-за тугоплавкости кварцевое стекло тяжело поддается окрашиванию. Мастер сам придумывает рецепты создания цвета, добавляя химические вещества. На авторской кухне внимательному зрителю предлагаются и другие, не менее изысканные вещи: немного иридия - и на гроздьях винограда переливается радуга, чуть-чуть нитрида титана - и рожки улиток золотятся.
На тончайших нюансах, деталях, видимых только при тщательном рассмотрении, строятся легкие и изящные, созданные будто бы не для людей, а для богов, шедевры московского стеклодува.
Ольга АЛЕКСАНДРОВА.
Фото автора.
Он будто бы вдохнул жизнь в эти хрупкие, прекрасные вещи. На ветке шиповника застыли капельки росы, набухли почки, листочки - в мельчайших прожилках, и даже на брюшке зеленой гусеницы просматриваются колечки... Работы Зеля не просто с ювелирной точностью передают окружающий мир, они сами по себе - авторская Вселенная. Там многомачтовые фрегаты разрезают волны времени, древние драконы обнажают гигантские зубы в страшной схватке, маленький мальчик в валенках с руки кормит белок, цветет вишня и причудливые ветви деревьев взмывают к самому небу.
Сегодня его работы находятся в частных коллекциях Маргарет Тэтчер, семьи Ельциных, Франсуа Миттерана и многих других выдающихся людей. А когда-то Алексей Зеля был никому не известным рабочим-стеклодувом на Московском электроламповом заводе. Вообще-то, Алексей Олегович мечтал стать биологом, три курса отучился на биофаке МГУ, но рано женился, бросил учебу и пошел зарабатывать деньги.
- Работа на заводе скучная, рутинная, - вспоминает мастер. - Сидишь, лампы крутишь, стараешься побыстрее сделать, чтобы чем-то другим заняться. Ведь само по себе стекло завораживает. И вот если есть материал и свободное время, хоть пепельницу или графинчик сделаешь…
Но бывший биолог выбрал другой путь: выдул стеклянную козочку и до сих пор никак не может остановиться. Создавать шедевры из стекла мастеру помогает фантастическая зрительная память и воображение, а еще - трудолюбие и упорство. Многие авторы, которые работают в жанре стеклопластики, делают только эскизы. Зеля не только вынашивает художественный образ, он полностью воплощает его в жизнь: выдувает, шлифует, огранивает.
Кварцевое стекло плавится на газовой горелке при температуре в две с половиной тысячи градусов по Цельсию! Без темных очков и маски сварщика работать нельзя. Форма придается с помощью всего двух инструментов: графитовыми лопатками стекло разглаживается, а вольфрамовыми спицами вытягивается и разворачивается.
Из-за тугоплавкости кварцевое стекло тяжело поддается окрашиванию. Мастер сам придумывает рецепты создания цвета, добавляя химические вещества. На авторской кухне внимательному зрителю предлагаются и другие, не менее изысканные вещи: немного иридия - и на гроздьях винограда переливается радуга, чуть-чуть нитрида титана - и рожки улиток золотятся.
На тончайших нюансах, деталях, видимых только при тщательном рассмотрении, строятся легкие и изящные, созданные будто бы не для людей, а для богов, шедевры московского стеклодува.
Ольга АЛЕКСАНДРОВА.
Фото автора.
Источник публикации: Молва. Культура
www.vladimironline.ru