«Учитель и ученицы»
07.04.2009 16:20 Рубрика: Культура
Выставка трех художников трех поколений, открывшаяся в Городской художественной школе г.Владимира, стала итоговой для преподавателя Суздальского художественно-реставрационного училища Вячеслава Конотопова в двух его ипостасях: мастера-профессионала и педагога. За 25 лет работы в училище Вячеслав Геннадьевич воспитал теперь уже два поколения художников, сам совершенствуясь как живописец. Его полотна регулярно экспонируются на областных, региональных и российских выставках.
Играющий тренер
«Я считаю, что любой преподаватель должен обязательно заниматься творческой работой - иначе педагог не научит студентов. Я сам работаю, и ребята за мной тянутся. Я каждый раз открываю для себя, а значит и для них, новые цвета, соотношения, композиции. Иначе процесс обучения шел бы схематично, по старым приемам, и мои студенты не были бы такими активными. А они уже в 20 лет «на России» выставляются, тогда как обычно художники лишь после тридцати «на область» выходят. Талантливые ученики вслед за преподавателем ищут новое видение мира и не боятся ошибиться.
В числе выставочных, «с России», картин Вячеслава Конотопова - «Вечер» - городской суздальский пейзаж с солнечными пятнами на снегу и на домах. Этот уголок улицы, где художник «сотни раз ходил», он вдруг увидел по-другому, как тихую поэзию Серебряного века. На картине «Вид из окна» - двухэтажный дом, с тенями ветвей на крыше - тоже, казалось бы, банальный сюжет для живописца. Но есть ощущение, родом из детства, «одинокости» дома. «Идея живая передавать свои чувства цветами, максимально искренне - это то, что отличает реализм от натурализма, - объясняет педагог Конотопов. - Натурализм - это «фотография», а реализм - умение выделить значимые детали, несущие впечатления. И чем меньше деталей, тем более сильно воздействие от работы». Так обыденность на полотнах художника перевоплощается в вечность. «Обыкновенный день» - пейзаж старинного Суздаля, и само название картины подчеркивает непритязательность провинциального города с остановившимся в нем временем - точно застывшая вечность, непрерываемая связь времен.
Выпускница, ставшая коллегой
Вторая участница выставки, выпускница класса В.Конотопова Евгения Савельева, ныне тоже преподает в Суздальском художественно-реставрационном училище. Она, следуя примеру своего педагога, - тоже «играющий тренер». Излюбленные сюжеты художницы, судя по выставке, - море и лошади («Лошадушки» - название одной из картин Е.Савельевой). Она не восторженно, по-женски, любуется красотой воды и прекрасных животных, а трепетно всматривается в блики на море, в наклонивших шеи лошадей в загоне. Более всего впечатляет ее картина с абсолютно, казалось бы, неэстетичным видом из-под крытого навеса сеновала - с прорехами в черной крыше, уходящей вдаль. Справа от полуразрушенного строения виднеются вдали высоковольтные столбы и бурьян крупным планом. С другой стороны - окраина деревни, не старинной, красивой, а с домами-коробками 70-х годов прошлого века. Но видно в дырах крыши и в глубине сеновала синее небо. Эту картину с «ощущением родного, забытого, дающего отдохновение душе» художница назвала «Памяти Бориса Пастернака. Ощущение времени».
Студентка Власова
Третьекурсница Марина Власова - представительница нового поколения художников «гнезда Конотопова». О своем маститом педагоге она, как и ее сокурсники, отзывается с трепетом: «Он наш учитель на всю жизнь - нам всегда во всем помогает - даже с жилищными проблемами и с другими житейскими вопросами». Марина уже имеет опыт участия в выставках во Владимире и Петушках, откуда она родом. «Пытаюсь на областную выставку попасть», - говорит студентка. Ей особенно удаются ночные пейзажи с огнями города: вид с крыльца художественной школы на Соборную площадь, на красное пятно бывшего Дворца пионеров. Или праздничный, с огнями-факелами фонарей и иллюминации из аллеи Липок - пейзаж, заставляющий улыбнуться любого посетителя выставки.
Ученики Вячеслава Конотопова говорят, что он им не просто передает профессиональное мастерство, но старается в них сформировать личность художника. На его уроках студенты обсуждают вопросы самого широкого круга жизни, чтобы потом суметь передать красками на полотне и события, и чувства.
Римма СЕРГЕЕВА.
Фото: Петр Соколов.
Играющий тренер
«Я считаю, что любой преподаватель должен обязательно заниматься творческой работой - иначе педагог не научит студентов. Я сам работаю, и ребята за мной тянутся. Я каждый раз открываю для себя, а значит и для них, новые цвета, соотношения, композиции. Иначе процесс обучения шел бы схематично, по старым приемам, и мои студенты не были бы такими активными. А они уже в 20 лет «на России» выставляются, тогда как обычно художники лишь после тридцати «на область» выходят. Талантливые ученики вслед за преподавателем ищут новое видение мира и не боятся ошибиться.
В числе выставочных, «с России», картин Вячеслава Конотопова - «Вечер» - городской суздальский пейзаж с солнечными пятнами на снегу и на домах. Этот уголок улицы, где художник «сотни раз ходил», он вдруг увидел по-другому, как тихую поэзию Серебряного века. На картине «Вид из окна» - двухэтажный дом, с тенями ветвей на крыше - тоже, казалось бы, банальный сюжет для живописца. Но есть ощущение, родом из детства, «одинокости» дома. «Идея живая передавать свои чувства цветами, максимально искренне - это то, что отличает реализм от натурализма, - объясняет педагог Конотопов. - Натурализм - это «фотография», а реализм - умение выделить значимые детали, несущие впечатления. И чем меньше деталей, тем более сильно воздействие от работы». Так обыденность на полотнах художника перевоплощается в вечность. «Обыкновенный день» - пейзаж старинного Суздаля, и само название картины подчеркивает непритязательность провинциального города с остановившимся в нем временем - точно застывшая вечность, непрерываемая связь времен.
Выпускница, ставшая коллегой
Вторая участница выставки, выпускница класса В.Конотопова Евгения Савельева, ныне тоже преподает в Суздальском художественно-реставрационном училище. Она, следуя примеру своего педагога, - тоже «играющий тренер». Излюбленные сюжеты художницы, судя по выставке, - море и лошади («Лошадушки» - название одной из картин Е.Савельевой). Она не восторженно, по-женски, любуется красотой воды и прекрасных животных, а трепетно всматривается в блики на море, в наклонивших шеи лошадей в загоне. Более всего впечатляет ее картина с абсолютно, казалось бы, неэстетичным видом из-под крытого навеса сеновала - с прорехами в черной крыше, уходящей вдаль. Справа от полуразрушенного строения виднеются вдали высоковольтные столбы и бурьян крупным планом. С другой стороны - окраина деревни, не старинной, красивой, а с домами-коробками 70-х годов прошлого века. Но видно в дырах крыши и в глубине сеновала синее небо. Эту картину с «ощущением родного, забытого, дающего отдохновение душе» художница назвала «Памяти Бориса Пастернака. Ощущение времени».
Студентка Власова
Третьекурсница Марина Власова - представительница нового поколения художников «гнезда Конотопова». О своем маститом педагоге она, как и ее сокурсники, отзывается с трепетом: «Он наш учитель на всю жизнь - нам всегда во всем помогает - даже с жилищными проблемами и с другими житейскими вопросами». Марина уже имеет опыт участия в выставках во Владимире и Петушках, откуда она родом. «Пытаюсь на областную выставку попасть», - говорит студентка. Ей особенно удаются ночные пейзажи с огнями города: вид с крыльца художественной школы на Соборную площадь, на красное пятно бывшего Дворца пионеров. Или праздничный, с огнями-факелами фонарей и иллюминации из аллеи Липок - пейзаж, заставляющий улыбнуться любого посетителя выставки.
Ученики Вячеслава Конотопова говорят, что он им не просто передает профессиональное мастерство, но старается в них сформировать личность художника. На его уроках студенты обсуждают вопросы самого широкого круга жизни, чтобы потом суметь передать красками на полотне и события, и чувства.
Римма СЕРГЕЕВА.
Фото: Петр Соколов.
Источник публикации: Молва. Культура
www.vladimironline.ru