о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Размышления у театральной афиши

30.03.2009 16:30 Рубрика: Культура


Во Владимирском областном театре драмы им. Луначарского идет 160-й сезон. На его сцене в разные годы играли артисты, которые впоследствии стали великими. Рассматривая расположенную в фойе экспозицию, посвященную истории театра, я обратила внимание на то, как мало на ней представлено материалов, раскрывающих деятельность нашего театра в 20-40-е годы прошлого века.

Мне захотелось восполнить этот пробел и поразмышлять у театральной афиши прошлого столетия. Я обратилась к газетам юбилейных для театра 1928 и 1938 годов.

В январе 1928 года на заседании горсовета были подведены итоги работы театра, выявившие отсутствие твердого репертуара, убыточность спектаклей, что объяснялось низким образовательным и культурным уровнем населения. Публика в театр шла плохо, во время спектаклей в зрительном зале царил беспорядок. Попытки театра сделать ставку на организованного зрителя посредством абонентских книжек потерпели неудачу. Несмотря на то, что абонентских книжек было роздано 800 штук, на спектакли по ним ходило всего 5-10 человек. С 5 февраля 1928 года цены на билеты в театре были снижены на 40 %. Администрация театра попробовала ослабить идеологическую линию своего репертуара, сделав ставку на развлекательные пьесы. Начав со спектакля «Ржавчина», театр бесславно пришел к пьесе «9-я жена товарища Чулина». Но и это не поправило дела с посещаемостью спектаклей. Руководящие работники города посчитали, что причиной неудач театра являлось существование постоянной труппы, поэтому было предложено перейти на гастрольную систему путем заключения с театрами страны договоров на 8-12 постановок в месяц. В феврале 1928 года в театре давались следующие постановки: «Клад дворянина Собакина», «Фаворитка Петра I», «Живой труп», «Александр VI», «Собор Парижской Богоматери», «Князь Серебряный». В остальные дни в театре демонстрировали кино.

В конце 30-х годов партийные органы поставили перед Владимирским театром задачу коренной перестройки в сторону повышения идейного и художественного качества спектаклей. Коллектив обязан был в новом сезоне показать зрителю в художественных образах как яркую советскую действительность, так и «проклятое» прошлое с тем, чтобы зрители правильно оценили всё то, что дала им революция. В эти годы Владимирский театр был переведен в категорию театров областного значения.

Спектакль «Профессор Полежаев, или Беспокойная старость», премьера которого была показана 8 февраля 1938 года, занял прочное место в репертуаре театра. В рецензии на спектакль отмечалась удачная игра артистов Расторгуева, Мирской, Чарина. Именно по этой пьесе был снят классический советский фильм «Депутат Балтики».

Главное место в репертуаре занимали постановки на современные темы. Апрель 1938 года ознаменовался премьерами «Простая девушка» и «Огни маяка». Действие пьесы «Огни маяка» А.Карасева происходит на маяке в океане. В районе маяка проходят маневры советского флота. Кто-то на маяке сфотографировал военные корабли. Это моторист, оказавшийся агентом японской разведки. Так театр откликался на многочисленные судебные процессы над врагами народа, доказывая их необходимость и неизбежность.

Не остался наш театр в стороне от Гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.): в репертуаре появились спектакли на испанскую тему: «Лауренсия, или Овечий источник» Лопе де Вега, «Алькасар» по пьесе Георгия Мдивани, премьера которого состоялась 4 апреля 1938 г.

Открытие нового сезона в театре 15 сентября 1938 года было сорвано (вовремя не были выделены средства на ремонт здания - 80 тысяч рублей) и перенесено на 1 октября. Многие предприятия и организации заключили договоры на постоянные места в театре, заранее оплатив билеты. В новом сезоне решили повысить качество работы, расширить связь со зрителями, укрепить дисциплину среди работников, развернуть социалистическое соревнование, установить строгий порядок на сцене и за кулисами, развернуть политическую и техническую учебу. Удивительно, что только на втором месте у коллектива театра стояло обсуждение репертуарного плана.

Спектакли было решено посвятить 20-летию Ленинско-Сталинского комсомола. Не удивительно, что главное место в репертуаре занял спектакль «Как закалялась сталь» по роману Н.А.Островского, премьера которого состоялась 5 октября 1938 года. Спектакль должен был иметь большой резонанс среди зрителей, для чего были организованы их многочисленные отзывы, опубликованные в газете «Призыв» 9 октября. В них зрители писали об удачной игре актеров Короткова и Мирвольского.

Далее в репертуаре были спектакли, которые отражали жизнь советских людей в этот период времени: «Падь Серебряная» Н.Погодина, «Я - сын трудового народа» В.Катаева, «Таня» А.Арбузова. 24 октября владимирский городской театр дал новую постановку - пьесу «Сыновья» К.Финна, в которой ставилась цель - показать людей сталинской эпохи. В спектакле были заняты артисты Сергеев, Мирская, Коротков, Попов, Муравская, Григорьев. 2 декабря состоялась премьера спектакля «Честь» по пьесе Мдивани. Тема пьесы всё та же - патриотизм советского народа, его преданность родине, готовность защищать ее от любого врага.

В конце 30-х годов было принято проводить ежегодные конференции рабочих зрителей, создававшие видимость демократии. Главной целью этих конференций было отметить роль партии и лично Сталина в развитии советского театра. При этом поощрялась критика отдельных недостатков и самокритика. 12 декабря 1938 года городской театр организовал подобную конференцию зрителей, на которой присутствовало 450 человек. Но конференции мало что меняли в работе театра. Его здание крайне нуждалось в ремонте. Серьезно стоял вопрос и о квартирах для артистов. Была поставлена задача вновь сделать театр стационарным, т. е. с постоянной труппой.

В декабре 1938 года зрителей ждали новые постановки театра. 17 декабря зрители увидели спектакль «Поздняя любовь» по комедии Островского. 21 декабря владимирский городской театр показал зрителям новую постановку по пьесе «Мачеха» Бальзака.

Работа театрального коллектива не замыкалась только в стенах театра. Артисты выезжали на предприятия («Автоприбор», Грамзавод, фабрику «Пионер», «Организованный труд»), в колхозы. В план работы были включены устройство детских утренников и организация кукольного театра.
Яна Крюкова, ученица 11 класса средней школы № 22.
Фото: Владимир ФИЛИМОНОВ.

Источник публикации: Молва. Культура



www.vladimironline.ru




только в разделе Культура

Последние новости

Все новости