Девушка и контрабас
04.03.2009 21:00 Рубрика: Культура
Так получилось, что в г.Владимире сложился дефицит музыкантов, играющих на контрабасе, даже в Губернаторском симфоническом оркестре. Тем не менее, после того, как из областного центра уехал контрабасист, которого все любовно называли Пушкиным за внешнее сходство с великим поэтом, в оркестре Артема Маркина не исчезло звучание базового инструмента, на который накладываются все остальные голоса. Что касается визуального очарования, то здесь оркестр даже выиграл: на контрабасе играет миловидная хрупкая девушка в очках. Елена Горлова уже хорошо знакома поклонникам камерного струнного оркестра при областной филармонии, где она работает девять лет - еще со студенческих времен.
В музыкальную школу в г.Коврове, где и сейчас живут родители, Лена захотела пойти сама, причем достаточно поздно - в 10 лет. Вообще-то, она хотела играть на пианино, но ее уговорили пойти на скрипку. Был момент, когда девочка решила бросить музыку, но ее отговорила учительница Нина Афанасьевна Шишкова, за что Лена очень благодарна своему первому педагогу. Ведь музыка стала ее профессией - «любимой, приносящей ощущение, что ты нужна - хотя и не очень денежной».
После школы Лена поступила в музыкальное училище во Владимире. Конкурс на отделение скрипки был очень большой, и педагог Александр Николаевич Тихонов предложил ей пойти на отделение контрабаса. У него же она потом продолжила учебу в педуниверситете, окончив бакалавриат. В оркестре Лена начала играть еще со времен училища, а на празднование 50-летия творческой деятельности педагога играла на концерте сольные произведения для контрабаса, написанные Александром Тихоновым. Она и до сих пор играет в оркестре училища. Там, кстати, Лена держит свой личный контрабас: «Домой его не возьмешь - он чересчур большой и тяжелый. Так что когда я готовлюсь к концертам не с оркестром, а репетирую сама, мне приходится идти «к контрабасу». В филармонии и в ЦХМ у Маркина Лена играет на оркестровых контрабасах, а на своем она исполняет на сцене только очень ответственные сольные номера. У некоторых композиторов, например, у Томмазо Пьяццолы, контрабас часто звучит соло.
Хотя контрабас из-за своих габаритов считается инструментом сугубо «мужским», управляться с ним по силам и слабому полу. Впрочем, Лена - человек спортивный: ходит на лыжах, любит походы и путешествия. «Сейчас я уже к контрабасу привыкла, он ненамного тяжелее баяна. Нужно просто правильно поставить руки и брать его весом одной руки, - объясняет Лена. - Но нужна определенная сила, чтобы нажать струну. Когда я начинала играть на нем, на руке были такие мозоли, что я ими рвала колготки. А теперь мозоли сошли».
В филармонии, говорит Лена, она «росла вместе с замечательным коллективом - камерным струнным оркестром под управлением Александра Глебовича Сонина».
Лену на ее концертах со всеми оркестрами вдохновляют лица слушателей, особенно знакомые лица: «Мужа нахожу, родителей, которые, в общем-то, и не музыкальные люди, даже не поющие. Мама - фельдшер, папа - мастер на все руки». Лену больше всего расстраивает, что у большинства людей нет интереса к серьезной музыке, особенно у молодежи: «Даже из любопытства не ходят на концерты, даже по приглашениям. Хотя есть ценители нашего творчества - уже сложившийся круг почитателей». Раньше Лена стеснялась говорить, что она работает в оркестре - новые знакомые почему-то очень удивлялись. А когда спрашивали, на чем она играет, удивлялись еще больше. В концертном платье изящество девушки-музыканта особенно оттеняется инструментом самых солидных габаритов, а послушное ее рукам звучание контрабаса делает ее похожей на его укротительницу. В перерывах после концерта почти все музыканты уносят свои инструменты с собой. А контрабас остается лежать на полу - ждать возвращения хозяйки.
Римма АНДРЕЕВА.
Фото: Петр Соколов.
В музыкальную школу в г.Коврове, где и сейчас живут родители, Лена захотела пойти сама, причем достаточно поздно - в 10 лет. Вообще-то, она хотела играть на пианино, но ее уговорили пойти на скрипку. Был момент, когда девочка решила бросить музыку, но ее отговорила учительница Нина Афанасьевна Шишкова, за что Лена очень благодарна своему первому педагогу. Ведь музыка стала ее профессией - «любимой, приносящей ощущение, что ты нужна - хотя и не очень денежной».
После школы Лена поступила в музыкальное училище во Владимире. Конкурс на отделение скрипки был очень большой, и педагог Александр Николаевич Тихонов предложил ей пойти на отделение контрабаса. У него же она потом продолжила учебу в педуниверситете, окончив бакалавриат. В оркестре Лена начала играть еще со времен училища, а на празднование 50-летия творческой деятельности педагога играла на концерте сольные произведения для контрабаса, написанные Александром Тихоновым. Она и до сих пор играет в оркестре училища. Там, кстати, Лена держит свой личный контрабас: «Домой его не возьмешь - он чересчур большой и тяжелый. Так что когда я готовлюсь к концертам не с оркестром, а репетирую сама, мне приходится идти «к контрабасу». В филармонии и в ЦХМ у Маркина Лена играет на оркестровых контрабасах, а на своем она исполняет на сцене только очень ответственные сольные номера. У некоторых композиторов, например, у Томмазо Пьяццолы, контрабас часто звучит соло.
Хотя контрабас из-за своих габаритов считается инструментом сугубо «мужским», управляться с ним по силам и слабому полу. Впрочем, Лена - человек спортивный: ходит на лыжах, любит походы и путешествия. «Сейчас я уже к контрабасу привыкла, он ненамного тяжелее баяна. Нужно просто правильно поставить руки и брать его весом одной руки, - объясняет Лена. - Но нужна определенная сила, чтобы нажать струну. Когда я начинала играть на нем, на руке были такие мозоли, что я ими рвала колготки. А теперь мозоли сошли».
В филармонии, говорит Лена, она «росла вместе с замечательным коллективом - камерным струнным оркестром под управлением Александра Глебовича Сонина».
Лену на ее концертах со всеми оркестрами вдохновляют лица слушателей, особенно знакомые лица: «Мужа нахожу, родителей, которые, в общем-то, и не музыкальные люди, даже не поющие. Мама - фельдшер, папа - мастер на все руки». Лену больше всего расстраивает, что у большинства людей нет интереса к серьезной музыке, особенно у молодежи: «Даже из любопытства не ходят на концерты, даже по приглашениям. Хотя есть ценители нашего творчества - уже сложившийся круг почитателей». Раньше Лена стеснялась говорить, что она работает в оркестре - новые знакомые почему-то очень удивлялись. А когда спрашивали, на чем она играет, удивлялись еще больше. В концертном платье изящество девушки-музыканта особенно оттеняется инструментом самых солидных габаритов, а послушное ее рукам звучание контрабаса делает ее похожей на его укротительницу. В перерывах после концерта почти все музыканты уносят свои инструменты с собой. А контрабас остается лежать на полу - ждать возвращения хозяйки.
Римма АНДРЕЕВА.
Фото: Петр Соколов.
Источник публикации: Молва. Культура
www.vladimironline.ru