о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

«Я изначально чувствовала добро в красоте»

05.02.2009 19:50 Рубрика: Культура


Когда Раисе Варцаве, преподавательнице худграфа Ульяновского училища, предложили на выбор три города, где открывались новые факультеты в вузах, она остановилась на Владимире: «Я юг не люблю. Без зимы - это не я. А здесь еще и Золотые ворота, присутствие истории искусства, и возле них тогда молоком торговали. И я думала: «Какое счастье - выходить из дома и стоять возле Золотых ворот в очереди за молоком. Для меня до сих пор счастье здесь жить».

По словам мамы Раисы Михайловны, она - почти вылитая копия бабушки Анны, которая была замечательной рукодельницей и умелицей - ткала, вязала, вышивала. Они жили в Смоленске, и бабушку с детьми угнали в плен немцы. Там бабушка Анна умерла от голода в сорок с небольшим лет. «Для меня она символ женщины-труженицы, - говорит Раиса Михайловна. - То, что семья пережила в войну, многим даже представить невозможно. Сейчас кто-то на жизнь жалуется, а ведь истина в том, чтобы не было войны, чтобы добро жило». Родители Раисы познакомились на «нейтральных», только что освобожденных землях, у отца-украинца, уроженца Львова, была фамилия Варцаба, потом записанная через букву «в». Его родне предложили жить в Польше, а он оказался в СССР. Папа тоже был в плену у немцев, «работал на господина».

Родители поочередно выучились - папа на шофера, мама на бухгалтера. Они осели в городке Ивье Гродненской области, где от большинства домов остались только подвалы с развалинами стен, но при этом сохранились булыжные мостовые. Несколько семей-смолян заселили в «шестерик» - дом № 6, один из немногих уцелевших после бомбежек. С тех пор семья постоянно жила в райцентрах, и Раиса Варцава поныне обожает небольшие городки - наподобие Мурома и Юрьев-Польского.

«В памяти детства - булыжник, по которому течет вода, среди снега и луж. И озарение от увиденной на рынке красоты - куска шикарного желтого, со слезой, масла, лежавшего на капустном листе. Это было чудо - тот шарик, желтый на зеленом, такого не придумаешь», - вспоминает художница. В детстве она рисовала и «увлеклась текстилем - резала хорошие мамины вещи на поделки, павловский шикарный платок изрезала на кукол - на прекрасное». Хотя в школе она занималась в художественной студии, о том, чтобы пойти на худграф, не могло быть и речи. В те времена по всем населенным пунктам работали художники - делали памятники вождям. Мама - бухгалтер, начислявшая им зарплату, вообще не понимала, что это за профессия. Она хотела, чтобы дочь получила серьезную специальность. Раиса решила поступать в Смоленский медицинский, успешно сдала несколько экзаменов, но земляк повел ее в анатомичку, и она забрала документы. Но мама настаивала, и сама Раиса понимала, что из «деревни» надо вырываться, и мамина подруга повела ее поступать на физмат. В коридорах факультета в полумраке стояли белые гипсовые скульптуры - при физмате год назад открылся худграф. И Раиса стала спрашивать приемную комиссию, можно ли будет через год перевестись с физмата на худграф. А дальше все случилось, как в сказке. Девочкой заинтересовались, привели преподавателей с худграфа, куда набор уже был закончен, но оставалось одно свободное место. Она успешно прошла все экзамены, и ее зачислили на худграф!

На первом курсе Раиса занималась фехтованием. Белый костюм, шпага, юношеский разряд, бойцовские качества делали ее не только успешной, но и абсолютно счастливой студенткой. Но на втором курсе она спустилась в подвал керамической мастерской, и ее покорил «запах земли». Фехтование было заброшено, она все свободное время проводила с керамикой.

Потом было распределение в Ульяновск, где давали жилье (готовился очередной юбилей Ленина), и она 10 лет проработала «с девочками-лапочками 15-ти лет». О своем опыте работы она делала доклады в Минобразовании, ее пригласили на вузовскую кафедру, и она осталась во Владимире. «Из окна моего дома на Октябрьском проспекте видны Никитская церковь и Княгинин монастырь, а с балкона - Золотые ворота. Вначале меня во Владимире шокировало, что здесь только одна большая кольцевая улица, но по этому радиусу «распустились веточки». Когда начали строить Доброе, появились новые огни, а теперь я вижу там сияние еще одного огромного города. Съездить на полдня в другой район для меня - словно путешествие».

Керамика для Раисы Варцавы - мир прекрасного, а еще - занятие, которому нужно обучить в лучших народных традициях как можно больше студентов и детей. У сообщества керамистов - особая открытость в общении, они сами себя поддерживают и материалами, и заготовками. Это люди огромной щедрости, рассказывает Р.Варцава. Гончары из деревни Коровино Меленковского района приезжают во Владимир, чтобы учить каждого мальчишку и дарят свои горшки «так» - «бери, сколько унесешь!». Если бы наши педагоги шире и более профессионально прививали детям любовь к керамике, мальчишки не бегали бы по подворотням и не совершали бы преступлений, считает Раиса Михайловна. «Всем нужно в руки дать занятие», - таков рецепт национальной идеи профессора ВГГУ, заслуженной художницы России Раисы Варцавы. В ее работах на белизне округлых форм средоточием красоты и вечности плывут Золотые ворота, сюжеты природы и просто цветовые пятна, удивляющие взгляд, подобно желтому шарику масла на зеленом капустном листе из ее детства.

Сейчас она готовит выставку, посвященную изобретателю русского фарфора Дмитрию Виноградову, юбилей которого отмечался в прошлом году.

«Нужно очень радоваться друг другу и в радости жить, - считает художница Раиса Варцава. - Потому что жизнь - очень коротенькая. Всего 30 лет назад я во Владимир приехала. Это было так недавно, и так давно!».
Римма АНДРЕЕВА.
Фото: Петр Соколов.

Источник публикации: Молва. Культура



www.vladimironline.ru




только в разделе Культура

Последние новости

Все новости