Атрибуты гостеприимства
25.12.2008 20:00 Рубрика: Культура
Гурманы знают, что чай в тонкой фарфоровой чашке приобретает особый вкус. Российский фарфор, состав которого был изобретен жителем г.Суздаля Дмитрием Виноградовым, отличается неповторимой прелестью форм и росписи. Выставка «Русское чаепитие», открывшаяся в Палатах, настраивает посетителей на добрые воспоминания о былых и недавних разговорах с гостями за накрытым столом.
Более 400 образцов чайной посуды XVIII-XX веков из фондов усадьбы Кусково, где располагается Государственный музей керамики, отражают переменчивую моду - посуда, вслед за архитектурой, повторяла линии классицизма, барокко, модерна, индустриального стиля. На огромных, с позолотой внутри, чашках императорского фарфорового завода - портреты членов фамилии, сюжет из романа «Джейн Эйр», пейзажи с пастушками. А вот небольшие чашечки с завитушками на ручках, на прянично-розовом фоне - цветочный орнамент, к тому же чашечка опирается не на донце, а на три ножки. У каждого фарфорового завода были свои фирменные мотивы, и особо узнаваема гжельская посуда. А на предприятиях ставшего монополистом фарфора М.Кузнецова появляются двойные чайники (заварочный и для кипятка) - так называемая «чайная пара». Изобретение использовалось в трактирах, когда экзотический поначалу в России чай вошел в широкий обиход, а производство фарфора стало более механизированным.
Яркость росписи на чашках порой соперничает с расцветкой ситцев. А вот «графические» мотивы для посуды - черные штрихи розы на белом фоне и тоненький золотой ободок по краю. Советский фарфор пленяет колхозными мотивами и национальными сюжетами - из жизни чукчей, подражанием чеканке с золочением. Уже авторские работы художников по фарфору ХХ века заставляют вспомнить разбитую в детстве чашку и пожалеть, что не сохранился бабушкин и мамин сервиз.
Кира МАРТОВА.
Фото: Петр Соколов.
Более 400 образцов чайной посуды XVIII-XX веков из фондов усадьбы Кусково, где располагается Государственный музей керамики, отражают переменчивую моду - посуда, вслед за архитектурой, повторяла линии классицизма, барокко, модерна, индустриального стиля. На огромных, с позолотой внутри, чашках императорского фарфорового завода - портреты членов фамилии, сюжет из романа «Джейн Эйр», пейзажи с пастушками. А вот небольшие чашечки с завитушками на ручках, на прянично-розовом фоне - цветочный орнамент, к тому же чашечка опирается не на донце, а на три ножки. У каждого фарфорового завода были свои фирменные мотивы, и особо узнаваема гжельская посуда. А на предприятиях ставшего монополистом фарфора М.Кузнецова появляются двойные чайники (заварочный и для кипятка) - так называемая «чайная пара». Изобретение использовалось в трактирах, когда экзотический поначалу в России чай вошел в широкий обиход, а производство фарфора стало более механизированным.
Яркость росписи на чашках порой соперничает с расцветкой ситцев. А вот «графические» мотивы для посуды - черные штрихи розы на белом фоне и тоненький золотой ободок по краю. Советский фарфор пленяет колхозными мотивами и национальными сюжетами - из жизни чукчей, подражанием чеканке с золочением. Уже авторские работы художников по фарфору ХХ века заставляют вспомнить разбитую в детстве чашку и пожалеть, что не сохранился бабушкин и мамин сервиз.
Кира МАРТОВА.
Фото: Петр Соколов.
Источник публикации: Молва. Культура
www.vladimironline.ru