Высокий стиль, противостоящий пошлости
11.09.2008 16:20 Рубрика: Культура
11 сентября 1958 г. постановлением Совмина СССР был образован Владимиро-Суздальский музей-заповедник. В канун его полувекового юбилея корреспондент «М» беседует с генеральным директором «музейной империи» Алисой Аксеновой.
- Алиса Ивановна, как создавался музей-заповедник и что собой представляет «музейная империя» сегодня?
- Государство, уничтожавшее памятники истории, особенно храмы, в 20-30-е годы, после войны изменило свое отношение к культурному наследию. Стало ясно, что нужно восстанавливать из руин разрушенные в войну Псков, Новгород, Киев, у нас - реставрировать храмы, погибающие из-за заброшенности. Не знаю, кто придумал создать музеи-заповедники, призванные хозяйствовать, сохранять, реставрировать, экспонировать, пропагандировать, но идея была замечательная. В числе первых был образован Владимиро-Суздальский музей-заповедник. В него вошли 24 памятника истории и культуры. Сейчас их 54 - при том, что мы многое передали епархии.
Когда я пришла на должность директора - на «тихую работу» из обкома комсомола, я и не представляла, какую махину нужно будет сдвинуть: создавать новый коллектив, новые структуры, единую систему фондов, выбивать деньги на реставрацию. Я сама удивлялась, что все получилось - видимо, с Божьей помощью. Это уже потом пошел поток туристов, в конце 60-х, и у нас был составлен первый в стране план музеефикации памятников культуры. Мы отреставрировали храмы, где были склады, монастыри, где жили люди, где были колонии и инвалидные дома, просто заброшенные здания - в т.ч. водонапорную башню во Владимире. Сделали хорошую картинную галерею на Областной выставке достижений народного хозяйства. Приобретали картины за счет собственных заработанных средств. Сейчас они, кстати, составляют две трети сегодняшней коллекции.
- Музей - ваша судьба, как вы обозначили в своей книге. Нет ли сожалений, что она могла быть иной?
- Меня ждали на высокую должность в горкоме партии, а в музее тогда была маленькая зарплата. Но если бы я ушла - это был бы другой образ музея, другая жизнь, другая карьера. Хотя судьба в музее не была легкой. Сколько обвинений я выслушала от партийных начальников: «Что ты со своими церквами! Что ты со своим Бритовым!». Ведь моей главной задачей было показать преимущества советского образа жизни, а в магазинах было пусто, мои сотрудники «щеголяли» в стоптанной обуви. А меня, пытавшуюся как-то решать эти проблемы - расширить сферу платных услуг и за этот счет увеличить зарплату сотрудников, обвиняли в капиталистических замашках. Но все счастливо оборачивалось, и когда надо мной уже сгущались тучи - оценка вдруг менялась и меня награждали орденом. Все-таки Бог есть!
- Когда произошла переоценка ценностей, как складывались отношения музея и Церкви?
- Слава Богу, мне удалось выстроить хорошие отношения с епархией и прежде всего с владыкой Евлогием. Для меня стало таким событием вручение мне ордена святой княгини Ольги! Так сложилось, что мы располагались в основном в церковных зданиях - и отдавали отреставрированные храмы, торгуясь с губернатором Власовым, в обмен на комнаты в Присутственных местах. Но когда случился раскол церкви в Суздале и там не осталось ни одного храма Московской Патриархии, я сама предложила владыке Евлогию Знаменскую церковь - хорошо отреставрированную (мы ее отделывали четыре года), где предполагалось разместить экскурсионное бюро. Владыка даже молебен о здравии музейщиков отслужил! Не по приказу, а по велению сердца я добилась, через министра культуры Юрия Соломина, чтобы была изготовлена очень дорогая витрина с регулируемым микроклиматом для иконы Боголюбовской Божией Матери с тем, чтобы передать ее епархии, не опасаясь за сохранность шедевра. Мы первыми в стране сделали такой шаг.
С епархией музей стал проводить совместные религиозные праздники, конференции. По просьбе владыки вскрыли плиты в Рождественском соборе в г. Суздале для обретения мощей святого Арсения Элассонского. Для владыки Евлогия несказанной радостью было сопровождать частичку мощей в Грецию! И так далее…
- Во время перестройки государственное финансирование музея-заповедника почти прекратилось. Как вы сумели сами зарабатывать деньги, не теряя благородства?
- Я в свое время убедила обком партии, чтобы нам предоставили монопольное право на проведение экскурсий. Также начали выпускать значки, буклеты - и на полученные доходы стали премии сотрудникам платить, приобретать экспонаты и т.д. Когда в 90-е годы поток туристов резко сократился, нам пришлось сократить штат экскурсоводов на 30 процентов. Тяжелые были времена! В это время настоятель католического костела во Владимире падре Стефан потребовал освободить Дом ксендза, который мы в течение четырех лет ремонтировали за счет собственных средств. Что делать? Я написала письмо архиепископу Кондрусевичу, что являюсь членом ЮНЕСКО, и если не прекратятся нападки приезжего католика в традиционном центре православия, я обращусь через ЮНЕСКО к Папе Римскому. И сработало! За ремонт Дома ксендза нам привезли в мешках компенсацию - 99 тыс. долларов. На эти деньги - других не было - мы начали реставрировать «Палаты». А в 98-м во Владимир приезжал Черномырдин, и я убедила Виктора Степановича в том, что музей-заповедник должен получить статус особо ценного объекта культуры, перейти на достойное федеральное финансирование. И указ об этом был подписан президентом в середине 1998 г. Жить стало легче.
- Какие новые и обновленные постоянные экспозиции будут открыты в ближайшее время?
- Станет потрясением для многих новая экспозиция «Родная природа», куда мы вложили очень большие деньги, и свои, и федеральные, и город помог с ремонтом коммунальных сетей. Современнейшее оборудование, панорамы Мещеры, Дюкова бора, Ополья, новые чучела зверей, звуковое сопровождение, класс для занятий с детьми.
- Музеям изначально предначертано быть хранителями высокой культуры. Бывают ли у вас искушения пойти на поводу современных модных веяний, не бесспорных с позиции хорошего вкуса?
- Очень многие музеи себе это позволили - «ночи в музеях», по залам, с бутылками, скандальные темы. Я в этом отношении настроена консервативно - пока я у руля, этого не будет. Никакой торговли, никаких лавочек! Если мы открыли в цоколе Красной церкви салон - это действительно художественный салон. Я с этим очень строга. Все наши балы - это изыск. Но мы отнюдь не заскорузлые, мы впереди всех музеев по информатике, у нас уже почти все фонды на электронных носителях, самое современное оборудование. Но никаких левацких загибов мы никогда себе не позволим. Мы обязаны противостоять потоку пошлости и безвкусия.
- Вы будете широко отмечать 50-летие музея-заповедника в эти дни?
- Мы отметим свой юбилей 4 и 5 декабря, сейчас просто некогда: многие в отпусках, надо заканчивать работу в новых экспозициях. Но праздновать будем широко!
- Спасибо за интервью. Редакция «Молвы» поздравляет весь ваш коллектив и ветеранов музея-заповедника с этой датой и желает музею процветания на благо города и на радость всем туристам.
Записала Римма СЕРГЕЕВА.
Фото: Петр СОКОЛОВ.
- Алиса Ивановна, как создавался музей-заповедник и что собой представляет «музейная империя» сегодня?
- Государство, уничтожавшее памятники истории, особенно храмы, в 20-30-е годы, после войны изменило свое отношение к культурному наследию. Стало ясно, что нужно восстанавливать из руин разрушенные в войну Псков, Новгород, Киев, у нас - реставрировать храмы, погибающие из-за заброшенности. Не знаю, кто придумал создать музеи-заповедники, призванные хозяйствовать, сохранять, реставрировать, экспонировать, пропагандировать, но идея была замечательная. В числе первых был образован Владимиро-Суздальский музей-заповедник. В него вошли 24 памятника истории и культуры. Сейчас их 54 - при том, что мы многое передали епархии.
Когда я пришла на должность директора - на «тихую работу» из обкома комсомола, я и не представляла, какую махину нужно будет сдвинуть: создавать новый коллектив, новые структуры, единую систему фондов, выбивать деньги на реставрацию. Я сама удивлялась, что все получилось - видимо, с Божьей помощью. Это уже потом пошел поток туристов, в конце 60-х, и у нас был составлен первый в стране план музеефикации памятников культуры. Мы отреставрировали храмы, где были склады, монастыри, где жили люди, где были колонии и инвалидные дома, просто заброшенные здания - в т.ч. водонапорную башню во Владимире. Сделали хорошую картинную галерею на Областной выставке достижений народного хозяйства. Приобретали картины за счет собственных заработанных средств. Сейчас они, кстати, составляют две трети сегодняшней коллекции.
- Музей - ваша судьба, как вы обозначили в своей книге. Нет ли сожалений, что она могла быть иной?
- Меня ждали на высокую должность в горкоме партии, а в музее тогда была маленькая зарплата. Но если бы я ушла - это был бы другой образ музея, другая жизнь, другая карьера. Хотя судьба в музее не была легкой. Сколько обвинений я выслушала от партийных начальников: «Что ты со своими церквами! Что ты со своим Бритовым!». Ведь моей главной задачей было показать преимущества советского образа жизни, а в магазинах было пусто, мои сотрудники «щеголяли» в стоптанной обуви. А меня, пытавшуюся как-то решать эти проблемы - расширить сферу платных услуг и за этот счет увеличить зарплату сотрудников, обвиняли в капиталистических замашках. Но все счастливо оборачивалось, и когда надо мной уже сгущались тучи - оценка вдруг менялась и меня награждали орденом. Все-таки Бог есть!
- Когда произошла переоценка ценностей, как складывались отношения музея и Церкви?
- Слава Богу, мне удалось выстроить хорошие отношения с епархией и прежде всего с владыкой Евлогием. Для меня стало таким событием вручение мне ордена святой княгини Ольги! Так сложилось, что мы располагались в основном в церковных зданиях - и отдавали отреставрированные храмы, торгуясь с губернатором Власовым, в обмен на комнаты в Присутственных местах. Но когда случился раскол церкви в Суздале и там не осталось ни одного храма Московской Патриархии, я сама предложила владыке Евлогию Знаменскую церковь - хорошо отреставрированную (мы ее отделывали четыре года), где предполагалось разместить экскурсионное бюро. Владыка даже молебен о здравии музейщиков отслужил! Не по приказу, а по велению сердца я добилась, через министра культуры Юрия Соломина, чтобы была изготовлена очень дорогая витрина с регулируемым микроклиматом для иконы Боголюбовской Божией Матери с тем, чтобы передать ее епархии, не опасаясь за сохранность шедевра. Мы первыми в стране сделали такой шаг.
С епархией музей стал проводить совместные религиозные праздники, конференции. По просьбе владыки вскрыли плиты в Рождественском соборе в г. Суздале для обретения мощей святого Арсения Элассонского. Для владыки Евлогия несказанной радостью было сопровождать частичку мощей в Грецию! И так далее…
- Во время перестройки государственное финансирование музея-заповедника почти прекратилось. Как вы сумели сами зарабатывать деньги, не теряя благородства?
- Я в свое время убедила обком партии, чтобы нам предоставили монопольное право на проведение экскурсий. Также начали выпускать значки, буклеты - и на полученные доходы стали премии сотрудникам платить, приобретать экспонаты и т.д. Когда в 90-е годы поток туристов резко сократился, нам пришлось сократить штат экскурсоводов на 30 процентов. Тяжелые были времена! В это время настоятель католического костела во Владимире падре Стефан потребовал освободить Дом ксендза, который мы в течение четырех лет ремонтировали за счет собственных средств. Что делать? Я написала письмо архиепископу Кондрусевичу, что являюсь членом ЮНЕСКО, и если не прекратятся нападки приезжего католика в традиционном центре православия, я обращусь через ЮНЕСКО к Папе Римскому. И сработало! За ремонт Дома ксендза нам привезли в мешках компенсацию - 99 тыс. долларов. На эти деньги - других не было - мы начали реставрировать «Палаты». А в 98-м во Владимир приезжал Черномырдин, и я убедила Виктора Степановича в том, что музей-заповедник должен получить статус особо ценного объекта культуры, перейти на достойное федеральное финансирование. И указ об этом был подписан президентом в середине 1998 г. Жить стало легче.
- Какие новые и обновленные постоянные экспозиции будут открыты в ближайшее время?
- Станет потрясением для многих новая экспозиция «Родная природа», куда мы вложили очень большие деньги, и свои, и федеральные, и город помог с ремонтом коммунальных сетей. Современнейшее оборудование, панорамы Мещеры, Дюкова бора, Ополья, новые чучела зверей, звуковое сопровождение, класс для занятий с детьми.
- Музеям изначально предначертано быть хранителями высокой культуры. Бывают ли у вас искушения пойти на поводу современных модных веяний, не бесспорных с позиции хорошего вкуса?
- Очень многие музеи себе это позволили - «ночи в музеях», по залам, с бутылками, скандальные темы. Я в этом отношении настроена консервативно - пока я у руля, этого не будет. Никакой торговли, никаких лавочек! Если мы открыли в цоколе Красной церкви салон - это действительно художественный салон. Я с этим очень строга. Все наши балы - это изыск. Но мы отнюдь не заскорузлые, мы впереди всех музеев по информатике, у нас уже почти все фонды на электронных носителях, самое современное оборудование. Но никаких левацких загибов мы никогда себе не позволим. Мы обязаны противостоять потоку пошлости и безвкусия.
- Вы будете широко отмечать 50-летие музея-заповедника в эти дни?
- Мы отметим свой юбилей 4 и 5 декабря, сейчас просто некогда: многие в отпусках, надо заканчивать работу в новых экспозициях. Но праздновать будем широко!
- Спасибо за интервью. Редакция «Молвы» поздравляет весь ваш коллектив и ветеранов музея-заповедника с этой датой и желает музею процветания на благо города и на радость всем туристам.
Записала Римма СЕРГЕЕВА.
Фото: Петр СОКОЛОВ.
Источник публикации: Молва. Культура
www.vladimironline.ru