Деловая записка от Екатерины II
15.05.2008 01:00 Рубрика: Культура
Парад уникальных «юбилейных» выставок в «Палатах» Владимиро-Суздальского музея-заповедника продолжила новая экспозиция, привезенная из Государственного исторического музея - «Автографы российских императоров и императриц». Все документы (от приказов, резолюций, грамот до записок с открытками) - подлинные. Поэтому в зале свет приглушен, чтобы не повредить экспонаты.
По представленным документам невозможно во всей полноте изучить историю государства Российского, но автографы под приказами различного содержания могут рассказать о многом. У Петра I почерк неразборчивый - скоропись XVIII века, а подпись проста и величественна.
Автографы Петра I во множестве присутствуют на распоряжениях относительно строительства флота - например, срочно прислать на верфь Олонецкую плотника Вольмера и подготовить к спуску на воду «три шмака» (судна). Его преемница Екатерина I вовсе не умела писать по-русски и научилась выводить под приказами лишь свое имя. В сфере государственных интересов Екатерины II были разные дела - от великих до мелочей. Например, есть письмо о размещении во дворцовых деревнях голштинских овец, о сборе пуха с астраханских уток и о взаимодействии с оппозиционно настроенными финскими офицерами во время русско-шведской войны.
Жалованные грамоты с печатями и автографами государей оформлены роскошно. Простенькие записочки сделаны нередко на клочках бумаги - четвертушках и осьмушках. Например, извинение Александра III перед адъютантом Оболенским за неуплаченный долг в 123 рубля, о котором император помнит. Трогательная открытка - поздравление с Пасхой от царевича Алексея бабушке, вдовствующей императрице Марии Федоровне. И тут же - письмо великой княгини Ксении Александровны от 5 марта 1917 года - об отречении от престола своих братьев Николая и Михаила.
Самая красивая роспись была у Александра I - с такими завитушками, которые невозможно повторить и китайским каллиграфам. Хорошим почерком отличался Николай II. Документы эпохи, подписанные государями и государынями, вызывают трепет. Ауру экспозиции дополняют живописные и графические портреты и скульптуры императоров и императриц работы авторов-мастеров XIX века - Мартоса, Шредера, Чижова, Роуха.
Римма АНДРЕЕВА.
По представленным документам невозможно во всей полноте изучить историю государства Российского, но автографы под приказами различного содержания могут рассказать о многом. У Петра I почерк неразборчивый - скоропись XVIII века, а подпись проста и величественна.
Автографы Петра I во множестве присутствуют на распоряжениях относительно строительства флота - например, срочно прислать на верфь Олонецкую плотника Вольмера и подготовить к спуску на воду «три шмака» (судна). Его преемница Екатерина I вовсе не умела писать по-русски и научилась выводить под приказами лишь свое имя. В сфере государственных интересов Екатерины II были разные дела - от великих до мелочей. Например, есть письмо о размещении во дворцовых деревнях голштинских овец, о сборе пуха с астраханских уток и о взаимодействии с оппозиционно настроенными финскими офицерами во время русско-шведской войны.
Жалованные грамоты с печатями и автографами государей оформлены роскошно. Простенькие записочки сделаны нередко на клочках бумаги - четвертушках и осьмушках. Например, извинение Александра III перед адъютантом Оболенским за неуплаченный долг в 123 рубля, о котором император помнит. Трогательная открытка - поздравление с Пасхой от царевича Алексея бабушке, вдовствующей императрице Марии Федоровне. И тут же - письмо великой княгини Ксении Александровны от 5 марта 1917 года - об отречении от престола своих братьев Николая и Михаила.
Самая красивая роспись была у Александра I - с такими завитушками, которые невозможно повторить и китайским каллиграфам. Хорошим почерком отличался Николай II. Документы эпохи, подписанные государями и государынями, вызывают трепет. Ауру экспозиции дополняют живописные и графические портреты и скульптуры императоров и императриц работы авторов-мастеров XIX века - Мартоса, Шредера, Чижова, Роуха.
Римма АНДРЕЕВА.
Источник публикации: Молва. Культура
www.vladimironline.ru