Поучительный карнавал во дворце графа Альмавивы
11.03.2008 15:50 Рубрика: Культура
![](/images/3241.jpg)
Новой премьерой Театрального комплекса Владимирской области стала «Женитьба Фигаро» Пьера Огюстена Карона де Бомарше. Наполеон назвал комедию с острым для эпохи Людовика XVI политическим окрасом «революцией в действии». Московский режиссер-постановщик заслуженный деятель искусств РФ Ювеналий Калантаров оставил за сценой монологи социальной направленности главного героя пьесы и перевел спектакль в плоскость краткой пушкинской «рецензии» из «Моцарта и Сальери»:
«Как мысли черные к тебе
придут,
Откупори шампанского
бутылку
Иль перечти «Женитьбу
Фигаро».
Владимирская постановка в жанре комедии дель арте «переехала» из Испании в Италию. Занавес из нежной ткани лазурного цвета, в белых волнах-облачках, служащий фоном декораций, создает ауру расширяющегося горла Гран-Канале, а переодевания персонажей в чужие костюмы, с использованием масок, привносят в спектакль оттенок венецианского карнавала. А на Грипсолейле (актер Дмитрий Бычков) маска черного металлизированного цвета - вообще его единственное лицо.
Спектакль, прежде всего, красивый. Под музыку Моцарта и Россини слуги просцениума меняли, на виду у публики, декорации, превращая обычно укромно совершаемые за занавесом внос и вынос мебели в танец. Шкаф, стулья, кресла, постель с балдахином дзани кружили по сцене под аплодисменты зрителей. Великолепной находкой главного художника-постановщика спектакля лауреата Государственной премии РФ Станислава Шавловского были и детали костюма Арлекино - разноцветные треугольники-ромбы на одежде у всех героев «Женитьбы». У кого-то из персонажей в ромбах был один из рукавов, у кого-то (как, например, у графа Альмавивы) - часть панталон. Даже у судьи - разноцветная вставка на мантии.
В сценической редакции пьесы режиссера Ю.Калантарова шустрый Фигаро поделил главенство своей роли с другими персонажами. Актер Богдан Тартаковский резв, обаятелен и при этом находится под пятой у напористой Сюзанны (актриса Анна Лузгина). Внушающий к себе немалое почтение граф Альмавива (актер Алексей Куликов) и достаточно энергичная графиня (ее роль исполняет Галина Фатхутдинова) - премилая чета супругов со стажем, каких немало в современной жизни, и со слугами они обращаются куда корректнее, чем отдельные сегодняшние начальники с подчиненными. Осовременен и выведен убедительно «обрусевшим» дядя Сюзанны садовник Антонио - в тельняшке под одеждой в стиле барокко, пьяненький мужичок «с понятиями» (актер Андрей Щербинин). Комичен и обаятелен увалень с девичьим румянцем Керубино (актер Антон Карташов), влюбленный в графиню. Публика хохочет, когда дело об обманщике Фигаро, обещавшем жениться на Марселине (актриса Любовь Гордеева), разбирает судья Бридуазон (заслуженный артист РФ Михаил Асафов). Невнятная дикция и нескоординированные движения Бридуазона заставляют вспомнить МХАТовский спектакль «Принцесса Турандот» с его великолепной клоунадой.
Динамичность истории о женитьбе нарушает эпизод объяснения Фигаро с Марселиной, оказавшейся его матерью.
Сцена у одного из стоящих по бокам сцены портшезов (еще одна милая деталь декораций) несколько вялая. Если вся постановка пленяет нарочитой самоиронией персонажей, то здесь этот штришок не удался. Но интрига Бомарше пошла крутиться-вертеться дальше, и публика не успевала опомниться от очередной шутки, как на сцене уже «откупоривалась» новая бутылка шампанского, и вновь звучали аплодисменты.
Можно добавить, что «Женитьба Фигаро» стала подарком театра на Год семьи - поскольку за один «Безумный день» восстанавливается мир и любовь у четы Альмавива, решают заключить законный брак родители Фигаро, да и сам главный герой женится. Поучительно и не скучно.
Римма СЕРГЕЕВА.
Фото: Петр Соколов.
Источник публикации: Молва. Культура
www.vladimironline.ru