Все возрасты покорны джазу
04.03.2008 23:00 Рубрика: Культура
В танеевском зале владимирской филармонии состоялся концерт звезды нью-йоркского джаза Грегори Портера и не менее знаменитого российского трио Олега Бутмана.
В зале был аншлаг. Глядя на публику в зале, можно было сказать: «Все возрасты покорны джазу». А ведь когда-то в нашей стране с этим музыкальным направлением решительно боролись, указывая на его идеологическую опасность. В ходу были лозунги-пугачи «От саксофона до ножа один шаг» и «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Даже в кратком музыкальном словаре, выпущенном в 1966 году, читаем: «Для джаза характерна музыка искусственно-возбужденная, бессмысленно-механического движения или надрывная, бесстыдно-чувственная и пошлая».
Сегодня такие выводы вызывают только недоумение и улыбки.
Джаз реабилитирован, о чем говорят многочисленные фестивали и концерты джазовой музыки, открывающиеся джаз-клубы, гастрольные туры звезд мирового уровня. Вот и Грегори Портер побывал в России за последние два года восьмой раз. нынешний его концерт во Владимире состоялся сразу же после московского выступления.
Однако концерт в филармонии начал не Грегори Портер, а Олег Бутман. Он вышел к публике, держа барабанные палочки в руках, представился, а затем представил музыкантов руководимого им трио - пианистку, композитора, аранжировщицу Наталью Смирнову и бас-гитариста Антона Ревнюка. Программу трио открыло исполнением композиции под названием «На грани», в которой каждый из музыкантов показал свое мастерство.
Смолкли аплодисменты, и на сцену вышел Грегори Портер -потрясающий певец, который долго работал на Бродвее (так его представил Олег Бутман). Любовь к джазу передалась Грегори от матери, известной блюзовой певицы. У себя на родине он – один из популярнейших и любимейших исполнителей, был четырежды удостоен престижной награды «Broadway Musical» («Музыкальный Бродвей»). В нашем городе он впервые. На сцену Грегори вышел в черном костюме и белой рубахе навыпуск. На голове - большая светло-коричневая фуражка, надетая чуть набекрень, а под ней вязаная черная, как у водолаза, шапочка, плотно облегающая уши. Шею певца украшал длинный зеленый шарф.
- Здравствуй, Владимир! - поприветствовал публику Портер.
Он задал музыкантам нужные темп и ритм и запел (разумеется, на английском) композицию «Ничего, кроме блюза». Из пятнадцати вокальных произведений, исполненных американцем в ходе концерта, два из них, в том числе «Мону Лизу», он спел а капелла, то есть без музыкального сопровождения. Когда Грегори Портер запел песню «Опавшие листья» Д.Космы, в зале сразу же раздались восторженные аплодисменты.
Темперамента Грегори Портеру было не занимать. Он зажигал, увлекал, подбадривал публику и музыкантов. Впрочем, бас-гитарист Антон Ревнюк все равно казался несколько флегматичным, а вот Олег Бутман играл с упоением и самозабвенно. Было видно, что джаз для него родная и любимая стихия. Под стать ему была и пианистка Наталья Смирнова, которая блестяще продемонстрировала и свои вокальные данные, прекрасно исполнив с Грегори Портером дуэт-диалог «Ясным днем».
Во время пения Портер осваивал каждый сантиметр сцены, хлопал в ладоши, пританцовывал, поднимал вверх руки и ноги, то есть был в постоянном движении. В музыкальные проигрыши часто пил минеральную воду. После исполнения каждого своего номера программы он говорил зрителям, когда смолкали их долгие аплодисменты, спасибо. Благодарил, в основном, по-русски.
Помимо шквала аплодисментов, наиболее эмоциональные зрители свое восхищение американским вокалистом выражали… свистом. Несмотря на такое проявление чувств, Олег Бутман оценил владимирскую публику как очень теплую и восприимчивую. После концерта за кулисами певец и музыканты щедро раздавали автографы всем желающим, которых оказалось предостаточно.
Михаил КОНШИН. Фото: Петр Соколов.
В зале был аншлаг. Глядя на публику в зале, можно было сказать: «Все возрасты покорны джазу». А ведь когда-то в нашей стране с этим музыкальным направлением решительно боролись, указывая на его идеологическую опасность. В ходу были лозунги-пугачи «От саксофона до ножа один шаг» и «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Даже в кратком музыкальном словаре, выпущенном в 1966 году, читаем: «Для джаза характерна музыка искусственно-возбужденная, бессмысленно-механического движения или надрывная, бесстыдно-чувственная и пошлая».
Сегодня такие выводы вызывают только недоумение и улыбки.
Джаз реабилитирован, о чем говорят многочисленные фестивали и концерты джазовой музыки, открывающиеся джаз-клубы, гастрольные туры звезд мирового уровня. Вот и Грегори Портер побывал в России за последние два года восьмой раз. нынешний его концерт во Владимире состоялся сразу же после московского выступления.
Однако концерт в филармонии начал не Грегори Портер, а Олег Бутман. Он вышел к публике, держа барабанные палочки в руках, представился, а затем представил музыкантов руководимого им трио - пианистку, композитора, аранжировщицу Наталью Смирнову и бас-гитариста Антона Ревнюка. Программу трио открыло исполнением композиции под названием «На грани», в которой каждый из музыкантов показал свое мастерство.
Смолкли аплодисменты, и на сцену вышел Грегори Портер -потрясающий певец, который долго работал на Бродвее (так его представил Олег Бутман). Любовь к джазу передалась Грегори от матери, известной блюзовой певицы. У себя на родине он – один из популярнейших и любимейших исполнителей, был четырежды удостоен престижной награды «Broadway Musical» («Музыкальный Бродвей»). В нашем городе он впервые. На сцену Грегори вышел в черном костюме и белой рубахе навыпуск. На голове - большая светло-коричневая фуражка, надетая чуть набекрень, а под ней вязаная черная, как у водолаза, шапочка, плотно облегающая уши. Шею певца украшал длинный зеленый шарф.
- Здравствуй, Владимир! - поприветствовал публику Портер.
Он задал музыкантам нужные темп и ритм и запел (разумеется, на английском) композицию «Ничего, кроме блюза». Из пятнадцати вокальных произведений, исполненных американцем в ходе концерта, два из них, в том числе «Мону Лизу», он спел а капелла, то есть без музыкального сопровождения. Когда Грегори Портер запел песню «Опавшие листья» Д.Космы, в зале сразу же раздались восторженные аплодисменты.
Темперамента Грегори Портеру было не занимать. Он зажигал, увлекал, подбадривал публику и музыкантов. Впрочем, бас-гитарист Антон Ревнюк все равно казался несколько флегматичным, а вот Олег Бутман играл с упоением и самозабвенно. Было видно, что джаз для него родная и любимая стихия. Под стать ему была и пианистка Наталья Смирнова, которая блестяще продемонстрировала и свои вокальные данные, прекрасно исполнив с Грегори Портером дуэт-диалог «Ясным днем».
Во время пения Портер осваивал каждый сантиметр сцены, хлопал в ладоши, пританцовывал, поднимал вверх руки и ноги, то есть был в постоянном движении. В музыкальные проигрыши часто пил минеральную воду. После исполнения каждого своего номера программы он говорил зрителям, когда смолкали их долгие аплодисменты, спасибо. Благодарил, в основном, по-русски.
Помимо шквала аплодисментов, наиболее эмоциональные зрители свое восхищение американским вокалистом выражали… свистом. Несмотря на такое проявление чувств, Олег Бутман оценил владимирскую публику как очень теплую и восприимчивую. После концерта за кулисами певец и музыканты щедро раздавали автографы всем желающим, которых оказалось предостаточно.
Михаил КОНШИН. Фото: Петр Соколов.
Источник публикации: Молва. Культура
www.vladimironline.ru