Последнее путешествие святого князя
23.01.2008 15:54 Рубрика: Культура
Мощи числились останкамиПри советской власти говорить о мощах возбранялось, если же и случалось, то слова «святой» и «мощи» обязательно брали в кавычки. В государстве царствовал атеизм. Первым о перенесении мощей Александра Невского осмелился заговорить уроженец Владимирской земли писатель Владимир Солоухин. Говоря во вступлении к лирической повести «Владимирские проселки» о богатстве нашей малой родины памятниками и местами, связанными с пребыванием знаменитых людей, В.Солоухин пишет: «А там (в г. Владимире -Ю.Б.) был похоронен сам Александр Невский. Сохранился царев указ о том, как перевозить останки этого князя и воина, когда было решено перевезти их из захудалого губернского городишка Владимира в стольный Петербург. Может, князя Александра и сразу похоронили бы в Петербурге, но беда в том, что Владимир был в год его смерти великим городом, а на Петербург не было и малейшего намека». Про перенесение мощей святого благоверного князя накануне празднования 850-летия г. Владимира (1958 г.) вспомнила и областная газета «Комсомольская искра», опубликовав небольшую статью «Судьба погребения кн. Александра Невского» без подписи. Тон - разоблачительный по отношению к духовенству, осуществлявшему перенос в тяжелых дорожных и погодных условиях под пристальным оком царя Петра. «Трудно сказать, что осталось от костей великого князя при таком путешествии… Очевидно, что останки князя были просто утеряны во время трудного путешествия еще в 1723 году». При осмотре через 200 лет, в 1922 году, пишет газета, «гробница оказалась пустой». Церковники объясняли это тем, что князь «ушел» во Владимир… Вернулся… В 1976 году известный владимирский краевед Н.Софронов в своем очерке, посвященном Александру Невскому, не решился рассказать о торжественной процессии, ограничившись сведениями о размерах сооружения, в котором переносились «останки»: рака, ковчег, балдахин и «поддерживающие ковчег носилки». Автор допустил и фактические ошибки, написав так: «Погребение состоялось в Александровском монастыре, построенном Петром I в память о великом предке еще в 1710 году». Хотя, как известно, в 1710 году Александро-Невский монастырь был всего-навсего основан, а построен много лет спустя. Погребения же не было! И быть не могло - не для этого был затеян перенос Петром I. Сама инициатива принадлежала ему, а не Церкви, как утверждает в очерке Н.Софронов: «Русской церковью Александр Невский был канонизирован, объявление его «святым» сулило ей немалые выгоды. В связи с этим возникли всяческие легенды, сказки, вымыслы о «мощах», их местонахождении, о «чудесах» и т.д.». В пути предписывалось «иметь поспешение»Вернемся к началу этой истории, чтобы разобраться, где правда, а где вымысел. Сперва необходимо установить, в каком году перенесение состоялось: в 1723-м или 1724-м, как утверждает главный редактор «Владимирской энциклопедии» С.П.Гордеев. «Путешествие» началось в июне 1723 года, а закончилось в августе 1724-го. Это была целая эпопея! Почему царь Петр I особенное внимание оказывал князю Александру Невскому, а не Дмитрию Донскому, скажем, или Андрею Боголюбскому? Дни рождения Александра Невского и Петра I приходились на один и тот же день - 30 мая. Оба они успешно громили шведов на берегах Невы. Александра Невского юный Петр вспоминал, конечно, и на Плещеевом озере, когда постигал азы кораблестроительства и кораблевождения - Переславль-Залесский был родиной русского полководца XIII века. У молодого Петра в браке с царицей Евдокией Лопухиной родилось двое сыновей: первого он назвал в честь своего отца Алексеем, а второго - Александром (он умер в младенчестве). Много позднее, утвердив на берегах Невы новую столицу - Санкт-Петербург, - царь Петр Алексеевич в 1710 году основал в честь своего небесного покровителя Александро-Невский монастырь, будущую лавру, самолично указав для него «изрядное место, которое называлось Виктори» (Победа) - на устье Черной речки. Строительство велось медленно. Храм во имя св. Александра Невского был заложен только в 1717 году. В феврале 1722 года по указу императора и Святейшего Синода во Владимир приезжал архиепископ Новгородский Феодосий, который одновременно исполнял обязанности и настоятеля Александро-Невского монастыря, и вместе с архимандритом Рождественского монастыря Сергием осматривали в Рождественском соборе мощи св. Александра Невского, после чего запечатали «ковчег синодальною печатью». На следующий год Петр I накануне их общего дня рождения, 29 мая 1723 года, при очередном посещении обители в Петербурге «указал обретающиеся во Владимирском Рожественном монастыре мощи Святаго Благовернаго Великаго Князя Александра Невского перенести в тот Александроневский монастырь». Указ Петра был объявлен в Синоде преосвященным Феодосием 4 июня. Архимандриту Рождественского монастыря Сергию поручалось сопровождать мощи и строго предписывалось в пути иметь «поспешение» и прибыть в город на Неве к 20 августа, в крайнем случае 25 - «не отложно». Сквозь «ветр великой и дождь небольшой»Получилось же, как всегда: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Долго решались вопросы о даче денег «на подъём», о том, везти ли раку с мощами на колёсной тележке («лехтике») или «нести людьми». 28 июля 1723 г. из Монастырского приказа делался запрос, из какого материала сделана рака, каков ее вес и «многими ль персонами свободна носима быть имеет». Окольничий М.В.Собакин, которому было поручено сопровождать святые мощи, прибыл во Владимир только 3 августа, но никаких денег на подъём не привез. Через два дня прибыл архитектор «супер-интендант» Заруднев, но тоже с пустыми руками. Ковчег и балдахин, изготовленные по его эскизам, были привезены в Рождественский монастырь вечером 6 августа, как было зафиксировано в «юрнале» архимандрита Сергия, «и то не в сущей готовности». Зарудневу потребовалось три дня, чтобы завершить все приготовления. 10 августа архимандрит Сергий объявил о начале празднования памяти святого Александра Невского по всем монастырям и храмам Владимира. 11 августа, по окончании молебна в Рождественском монастыре рака с мощами была вынесена из собора через южные двери. Тут ее поставили в ковчег под балдахином и понесли из монастыря. Любопытно, что мощи в раке и ковчеге, под балдахином, в Рождественском монастыре г. Владимира с места поднимали 96 человек, а несли «всю эту массу» - 150 человек, а иногда и больше. Балдахин был настолько велик, что не проходил в ворота. Пришлось разобрать часть забора. При прохождении через торговые ряды было сломано несколько прилавков. Провожало святые мощи благоверного князя множество народа. Донесли их до Студеной горы. День 11 августа, когда происходили торжественные события, был «красный», если верить журналу Сергия, звон на всех колокольнях Владимира был «до ночи». Вечером случился дождь небольшой, зато ветер был «превеликой». В такой обстановке пришлось мощам и людям ночевать на Студеной горе. Почему? Ожидали от Заруднева, так называемую вощанку (клеёнку), которую он делал для защиты сооружения от дождя и пыли. В путь двинулись уже после полудня, так и не дождавшись той вощанки. Следующая остановка на ночлег была сделана на берегу Колокши. Снова был «ветр великой и дождь небольшой». Только 13 августа, пополудни, привезли, наконец, вощанку от Заруднева. В Шлиссельбурге задержались почти на годНо «страсти» с мощами Александра Невского продолжались на всем дальнейшем пути. Самое большое ЧП случилось на территории Московского уезда. Когда процессия с мощами переходила реку Шолову по мосту, то «тот мост под мощми и под ношатыми людьми обломился». Порвались помочи под ковчегом, и он вместе с ракой и мощами свалились в воду… В результате носильщики с великим трудом смогли достать их оттуда и выбраться из реки. 17 августа мощи были принесены в Москву. Утром следующего дня «на сретение святых мощей» двинулся крестный ход. Однако всем было ясно, что доставить мощи Александра Невского к назначенному Петром сроку (25 августа) в Петербург невозможно. 26-го их доставили в Тверь, 9 сентября они были в Новгороде Великом, откуда их отправили по воде (реке Волхов) до Новой Ладоги. В пути был получен именной указ Государя: «…поставить ковчег с мощами в Шлиссельбургской каменной церкви, где и ожидать о перенесении тех мощей в С.-Петербург собственного от Его Императорского Величества указу». Оказалось, что не готово еще место в Александро-Невском монастыре, где предполагалось поставить раку с мощами. Нужно было устроить «арматуру» для украшения места. Срок окончания работы по ее изготовлению был определен на 6 августа следующего, 1724 года. В августе 1724 года ковчег с мощами св. Александра Невского лично встречал и сопровождал до Петербурга Петр I. Они были доставлены водным путем к 25 августа. 30-го ковчег был торжественно перенесен в Александро-Невскую лавру. С 1790 по 1922 годы рака с мощами Александра Невского находилась в церкви Живоначальной Троицы. А может быть, они давно сгорели?Тяжелая судьба была уготована раке Александра Невского весной 1922 года - ее хотели переплавить в слиток серебра для продажи за границу. Директорам Государственного Эрмитажа и Русского музея С.Н.Тройницкому и Н.П.Сычеву удалось отстоять раку, которая была передана в Эрмитаж как высокохудожественное произведение искусства. А какова же была судьба мощей? Начнем с того, что мощи благоверного князя подвергались жестоким испытаниям огнём еще в бытность в городе на Клязьме. Особенно страшным был пожар 23 мая 1491 года, когда в Рождественском монастыре «в соборной монастырской церкви все сгорело, и даже опалены были мощи Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского». В апреле 1536 г. вновь сгорела половина монастыря, в ночь на 1 октября 1719 года Рождественский монастырь «весь выгорел». Могли ли при таких обстоятельствах сохраниться мощи? Известнейший историк Н.М.Карамзин, опиравшийся на рукописные источники и летописи, ответил на этот вопрос однозначно: «Тело великого князя Александра Невского згоре». Возможно, царь Петр об этом не знал. Но разве можно было не выполнить его именной указ?! Мощи нашли, не важно, чьи и сколько. Перенесение «мощей» св. Александра Невского сулило немалые политические выгоды. Из всего вышесказанного напрашивается вывод: мощи св. князя Александра Невского не сохранились, а во исполнение категоричного указа императора Петра I была совершена подделка.
Юрий Белов, краевед, заслуженный работник культуры России.
Источник публикации: Молва. Культура
www.vladimironline.ru