"Гламурное православие" или духовность нации?
23.08.2007 09:40 Рубрика: Происшествия
В России развивается дискуссия о том, какое место и какую роль в жизни общества
должна занимать Русская православная церковь. Начавшись с обсуждения вопроса о том,
надо или нет изучать в светских школах страны предмет "Основы православной культуры", дискуссия, как это часто бывает, переросла в обсуждение более широкого и глубокого спектра тем:
о той роли, на которое РПЦ претендует в сегодняшней России. Предлагаем вашему вниманию ряд материалов на эту тему. Подумайте сами - какая из представленных точек зрения вам ближе...
Разговоры со всеми возможными "за" и "против" введения предмета "Основы православной культуры" в программу светских школ России идут уже несколько лет. Однако недавно дискуссия разгорелась с новой силой - после того, как в адрес президента России Владимира путина ряд академиков РАН, в том числе Е.Александров, Ж.Алферов, Г.Абелев, Л.Барков, А.Воробьев, В.Гинзбург и другие написали письмо, в котором фактически обвинили РПЦ в наступлении на права человека, насаждении национально-религиозной идеологии и нарушении Конституции, согласно которой государство и школа в России отделены от церкви. 1 августа в поддержку академиков выступили десятки известных правозащитников и политических деятелей страны, хорошо известных своими либеральными прозападными взглядами: Сергей Ковалев, Лев Пономарев, Юрий Рыжов, Эрнст Черный, Виктор Шендерович и ряд других.
В защиту светской России
В их заявлении, которое называется "В защиту светской России", в частности, говорится (цитируется с незначительными сокращениями):
Мы считаем необходимым поддержать открытое письмо академиков РАН в адрес Владимира Путина, посвященное угрозе клерикализации системы образования и государственной жизни.
Обращение академиков никоим образом не навязывает ни атеизма, ни чего-либо другого. Оно не направлено против веры как таковой. Ученые выступили в защиту основ России как светского государства, обратили внимание общества на серьезную опасность атакующего Конституцию клерикализма.
Без принуждения
Крики возмущенных обскурантов и разогретой массовки несовместимы с цивилизованным христианством.
Прежде всего необходимо отметить важное обстоятельство - принудительное навязывание изучения религиозных догматов и текстов никогда не несет в общество нравственность. Именно культура стала источником моральных ценностей современного мира. А церковные организации, религиозная философия - неотъемлемые части культуры, социальной и интеллектуальной жизни - не меньше, но и не больше.
Еще в начале XX века в Европе для подростков изучение религиозной догматики и священных текстов мировых религий было обязательным почти повсеместно. Но это не помешало ни возникновению в Европе жесточайших диктатур, ни массовому террору, ни яростным антирелигиозным кампаниям, сотрясавшим ХХ век - и, как многие полагают, во многом стимулировало их появление.
Не будем и забывать о том, какой кровавый характер приобретали конфликты, происходящие и на религиозной, и на национальной почве, в предшествующие эпохи, когда именно религия определяла духовную жизнь общества.
Поэтому представления о том, что насаждение религиозных понятий через систему образования способно гарантировать общественную мораль, исторически неверно.
Россия - это не просто государство-нация. У нее очень своеобразная цивилизация, возникшая именно как союз самых различных культур, народов и религиозных конфессий. Ее основой может быть только общая для всех приверженность праву и демократическим свободам.
Превращение одной из конфессий в эквивалент государственной идеологии, пусть и в замаскированном виде, - это прямой путь к уничтожению демократии и к распаду страны.
Люди, которые полагают, что, требуя вернуть православной церкви ее былой, досоветский статус, они помогают возрождению нации, на деле возвращают нас к тому общественному и духовному кризису, который уже сыграл роковую роль в жизни России 90 лет назад. Утопическая идея опасна и тем, что за 1913-м годом последовали 1914-й и 1917-й.
Разные картины мироустройства
Необходимо очень четко понимать, что преподавание в государственных и муниципальных учебных заведениях, которое по закону носит исключительно светский характер, и построено на научной картине мира, не является . Это ведь проблема самих богословов, что они не могут с современной наукой. Опыт и западных, и восточных цивилизаций показывает, что и естественно-научные, и гуманитарные дисциплины вполне могут сосуществовать и с религией, и с приверженностью традиционным ценностям.
Поскольку основной упор власти делают на поддержку в первую очередь Русской Православной церкви Московского патриархата, то мы вынуждены говорить именно о ее стремлении выйти за пределы конфессиональной жизни, влиять на образование и на общественно-политическую жизнь.
Мы видим, как под видом религиозного возрождения в нашей стране, по сути, формируется новая национально-религиозная идеология, пронизанная отрицанием демократии, ксенофобией и культом власти. Даже официальное, направление в РПЦ категорически выступает против универсальности прав человека, против плюрализма и принципов современного гуманизма.
Эти идеи постоянно используются властями для обоснования сворачивания демократии в стране. А радикальная церковная и околоцерковная оппозиция нередко стоит на позициях, которые очень сдержанно можно охарактеризовать, как полуфашистские.
Учебные пособия, которые формально относят к православной культурологии, содержат уничижительные высказывания в адрес религиозных и национальных меньшинств, часто даже на грани ксенофобии. Учащиеся обречены давать ответы на вопросы, носящие исключительно вероисповедальный характер, что прямо нарушает Конституцию РФ.
Подобное трактует сложную и драматическую историю РПЦ почти в духе печальной памяти , содержит некритическую апологию власти.
Мы убеждены, что , которая по определению является системой обоснования религиозного учения, комплексом доказательств истинности догматики, религиозной морали, правил и норм поведения верующих и духовенства - не может считаться научной дисциплиной.
Та часть богословия, которая носит объективный, внеконфессиональный характер, полностью содержится в религиоведении, истории религии, философии этики.
Теология не является интегральной частью российской университетской традиции. В отличие от старейших западных университетов, возникших именно как богословские центры и потому сохранившие теологические факультеты, наши университеты были созданы как очаги светского просвещения.
В современных условиях теология в России превратится в официально признанное насаждение православно-националистической идеологии. Какой стандарт при этом будет устанавливаться, очень выразительно показал кризис на кафедре социологии МГУ.
РПЦ имеет собственные вузы, предназначенные для подготовки грамотных священнослужителей - зачем же еще претендовать на светские государственные учебные заведения?
Стремление некоторых высокопоставленных представителей Московской Патриархии, объявивших Россию , добиться от государства под предлогом борьбы с разжиганием межконфессиональной и межнациональной розни поддержки религиозно мотивированных ограничений и запретов в совершенно иных, чем религия, областях культуры (изобразительное искусство, литература, кино, театр, политика, гражданские акции) - противоречит не только Конституции РФ, но и исторической реальности. Современные общество и культура - это конгломерат различным образом маркированных: культурно, политически, социально, этически, административно, законодательно, религиозно - институтов и социальных пространств. Проект по превращению России в и установлению религиозно-церковного единства российского общества и Российского государства не только утопичен, но и опасен, поскольку, также как и коммунистический проект, не может осуществляться без насилия.
Сохранить ценности просвещения
Сегодня Россию пытаются превратить в плацдарм для атаки на ценности просвещения и гуманизма, которые развиваются уже четверть тысячелетия. Речь не идет о противостоянии религии и атеизма, речь идет о защите конституционных прав и свобод и для верующих, и для неверующих. Только при условии полного отделения от государства церковь сможет действительно способствовать тем целям, о которых она заявляет - улучшению морального климата в стране, хотя бы среди своих прихожан.
Материалы полосы подготовили Владимир Крылов, Иван Серов и Владимир Сопунов.
Фото из архива редакции. г.Владимир.
Есть мнение
Благочинный Суздальского района, настоятель прихода Михаила Архангела в Суздале священник Виталий Рысев убежден:
- Православная культура обязательно должна
преподаваться в наших школах. Попытки изъять этот предмет из школьной программы - это проявление психологической войны, ведущейся против нашей страны. Антирусские силы Запада изо всех сил стараются развалить Россию,
нанести максимальный ущерб русским,
самому непокорному народу мира.
Психологическая война направлена, прежде всего, против души человека. Неудивительно, что здесь на первый план выходят священнослужители. Они первыми замечают пагубные
последствия разрушения человеческой души.
Люди, не имеющие культуры, не имеющие цели в жизни,
не смогут защитить свою страну, ими легко манипулировать.
В то же время человек, воспитанный
в православных традициях, не поддастся на эти уловки.
Академики, протестующие против изучения в школе основ православной культуры, безусловно, авторитеты в научном мире. Но дело в том, что в русском обществе во главу угла всегда
ставился и ставится духовный, морально-нравственный консервативный авторитет, отвечающий традициям
и мировоззрению нашего народа. Я не сомневаюсь,
что, несмотря ни на что, основы православной культуры
всё же будут преподаваться в наших школах.
есть мнение
Православие как государственная идеология
Бог плохому не научит. И даже если его нет,
его стоило бы выдумать. Потому что
если бы не вера в то, что добро воздается
(хотя бы на том свете), а зло - карается,
у человечества никогда не было бы цивилизации и культуры в том смысле, в котором эти слова
сегодня понимаем мы.
Люди так и остались бы зверями.
Но любое явление для своей реализации подразумевает создание бюрократической структуры. Постулаты веры среди людей реализует церковь, в данном случае - неважно какая: католическая, православная или мусульманская. Поэтому вера и церковь - не совсем одно и то же.
В нашей стране православная церковь всегда была прогосударственной, даже тогда, когда де-юре являлась отделенной от государства. Претензии отдельных митрополитов и патриархов на сомостоятельную роль в духовной жизни общества были в корне пресечены Петром Первым, который создал "министерство по религии" - Синод.
Сегодня РПЦ пытается заполнить опустевшую в России после падения коммунизма нишу идеологического поводыря и духовного наставника масс. Очередной шаг в этом направлении - внедрение в светские школы, пока только в рамках курса "Основы православной культуры".
Хорошо это или плохо?
Тут все зависит от точки зрения. Если Россия (не только элита, но и общество) хочет развиваться по пути либеральных ценностей, провозглашая императив свободы выбора личности, тогда плохо.
Если же даже в XXI веке в нашем обществе возобладает традиционная тяга к "соборности", то пользы от усиления влияния православия на образование подрастающего поколения гораздо больше, чем вреда.
Будем откровенны - несмотря на многолетние гонения коммунистических властей на церковь, а может быть, именно благодаря им, РПЦ является сегодня одной из наиболее авторитетных и вызывающих доверие россиян структур. По рейтингу доверия к себе РПЦ соперничает с Владимиром Путиным, оставляя далеко позади Госдуму, правительство, СМИ, школу и прочие институты общества.
Так что, думается, если спросить у рядового россиянина, не побоится ли он доверить образование своего чада священнику, он почти наверняка ответит "нет".
Народный опрос
Надо ли в школах преподавать духовную культуру?
Иерей батюшка Вячеслав: - Духовная культура сегодня находится в упадке. Ее надо охранять всячески и поднимать, от этого будет зависеть духовное здоровье нации. От духовной культуры напрямую зависит нравственное воспитание человека.
Светлана, сотрудник фабрики музыкальных инструментов: - Дети сегодня очень злые, их надо приобщать к духовности, к духовной культуре. От этого будет зависеть культура нравственная, эстетическая, культура поведения.
Ольга, парикмахер: - Думаю, что преподавать в школах религию - излишне, и в любом случае надо спрашивать разрешения на то у родителей. Навязывать вероисповедание детям не стоит.
Александр Александрович, пенсионер: - Духовную культуру вносить в школы надо. Детей надо приобщать к духовности, к доброте и человеколюбию. Дети от это станут непременно добрее и лучше.
Опрашивал Владимир СОПУНОВ.
Фото Максима ЕФРЕМОВА.
г.Владимир.
должна занимать Русская православная церковь. Начавшись с обсуждения вопроса о том,
надо или нет изучать в светских школах страны предмет "Основы православной культуры", дискуссия, как это часто бывает, переросла в обсуждение более широкого и глубокого спектра тем:
о той роли, на которое РПЦ претендует в сегодняшней России. Предлагаем вашему вниманию ряд материалов на эту тему. Подумайте сами - какая из представленных точек зрения вам ближе...
Разговоры со всеми возможными "за" и "против" введения предмета "Основы православной культуры" в программу светских школ России идут уже несколько лет. Однако недавно дискуссия разгорелась с новой силой - после того, как в адрес президента России Владимира путина ряд академиков РАН, в том числе Е.Александров, Ж.Алферов, Г.Абелев, Л.Барков, А.Воробьев, В.Гинзбург и другие написали письмо, в котором фактически обвинили РПЦ в наступлении на права человека, насаждении национально-религиозной идеологии и нарушении Конституции, согласно которой государство и школа в России отделены от церкви. 1 августа в поддержку академиков выступили десятки известных правозащитников и политических деятелей страны, хорошо известных своими либеральными прозападными взглядами: Сергей Ковалев, Лев Пономарев, Юрий Рыжов, Эрнст Черный, Виктор Шендерович и ряд других.
В защиту светской России
В их заявлении, которое называется "В защиту светской России", в частности, говорится (цитируется с незначительными сокращениями):
Мы считаем необходимым поддержать открытое письмо академиков РАН в адрес Владимира Путина, посвященное угрозе клерикализации системы образования и государственной жизни.
Обращение академиков никоим образом не навязывает ни атеизма, ни чего-либо другого. Оно не направлено против веры как таковой. Ученые выступили в защиту основ России как светского государства, обратили внимание общества на серьезную опасность атакующего Конституцию клерикализма.
Без принуждения
Крики возмущенных обскурантов и разогретой массовки несовместимы с цивилизованным христианством.
Прежде всего необходимо отметить важное обстоятельство - принудительное навязывание изучения религиозных догматов и текстов никогда не несет в общество нравственность. Именно культура стала источником моральных ценностей современного мира. А церковные организации, религиозная философия - неотъемлемые части культуры, социальной и интеллектуальной жизни - не меньше, но и не больше.
Еще в начале XX века в Европе для подростков изучение религиозной догматики и священных текстов мировых религий было обязательным почти повсеместно. Но это не помешало ни возникновению в Европе жесточайших диктатур, ни массовому террору, ни яростным антирелигиозным кампаниям, сотрясавшим ХХ век - и, как многие полагают, во многом стимулировало их появление.
Не будем и забывать о том, какой кровавый характер приобретали конфликты, происходящие и на религиозной, и на национальной почве, в предшествующие эпохи, когда именно религия определяла духовную жизнь общества.
Поэтому представления о том, что насаждение религиозных понятий через систему образования способно гарантировать общественную мораль, исторически неверно.
Россия - это не просто государство-нация. У нее очень своеобразная цивилизация, возникшая именно как союз самых различных культур, народов и религиозных конфессий. Ее основой может быть только общая для всех приверженность праву и демократическим свободам.
Превращение одной из конфессий в эквивалент государственной идеологии, пусть и в замаскированном виде, - это прямой путь к уничтожению демократии и к распаду страны.
Люди, которые полагают, что, требуя вернуть православной церкви ее былой, досоветский статус, они помогают возрождению нации, на деле возвращают нас к тому общественному и духовному кризису, который уже сыграл роковую роль в жизни России 90 лет назад. Утопическая идея опасна и тем, что за 1913-м годом последовали 1914-й и 1917-й.
Разные картины мироустройства
Необходимо очень четко понимать, что преподавание в государственных и муниципальных учебных заведениях, которое по закону носит исключительно светский характер, и построено на научной картине мира, не является . Это ведь проблема самих богословов, что они не могут с современной наукой. Опыт и западных, и восточных цивилизаций показывает, что и естественно-научные, и гуманитарные дисциплины вполне могут сосуществовать и с религией, и с приверженностью традиционным ценностям.
Поскольку основной упор власти делают на поддержку в первую очередь Русской Православной церкви Московского патриархата, то мы вынуждены говорить именно о ее стремлении выйти за пределы конфессиональной жизни, влиять на образование и на общественно-политическую жизнь.
Мы видим, как под видом религиозного возрождения в нашей стране, по сути, формируется новая национально-религиозная идеология, пронизанная отрицанием демократии, ксенофобией и культом власти. Даже официальное, направление в РПЦ категорически выступает против универсальности прав человека, против плюрализма и принципов современного гуманизма.
Эти идеи постоянно используются властями для обоснования сворачивания демократии в стране. А радикальная церковная и околоцерковная оппозиция нередко стоит на позициях, которые очень сдержанно можно охарактеризовать, как полуфашистские.
Учебные пособия, которые формально относят к православной культурологии, содержат уничижительные высказывания в адрес религиозных и национальных меньшинств, часто даже на грани ксенофобии. Учащиеся обречены давать ответы на вопросы, носящие исключительно вероисповедальный характер, что прямо нарушает Конституцию РФ.
Подобное трактует сложную и драматическую историю РПЦ почти в духе печальной памяти , содержит некритическую апологию власти.
Мы убеждены, что , которая по определению является системой обоснования религиозного учения, комплексом доказательств истинности догматики, религиозной морали, правил и норм поведения верующих и духовенства - не может считаться научной дисциплиной.
Та часть богословия, которая носит объективный, внеконфессиональный характер, полностью содержится в религиоведении, истории религии, философии этики.
Теология не является интегральной частью российской университетской традиции. В отличие от старейших западных университетов, возникших именно как богословские центры и потому сохранившие теологические факультеты, наши университеты были созданы как очаги светского просвещения.
В современных условиях теология в России превратится в официально признанное насаждение православно-националистической идеологии. Какой стандарт при этом будет устанавливаться, очень выразительно показал кризис на кафедре социологии МГУ.
РПЦ имеет собственные вузы, предназначенные для подготовки грамотных священнослужителей - зачем же еще претендовать на светские государственные учебные заведения?
Стремление некоторых высокопоставленных представителей Московской Патриархии, объявивших Россию , добиться от государства под предлогом борьбы с разжиганием межконфессиональной и межнациональной розни поддержки религиозно мотивированных ограничений и запретов в совершенно иных, чем религия, областях культуры (изобразительное искусство, литература, кино, театр, политика, гражданские акции) - противоречит не только Конституции РФ, но и исторической реальности. Современные общество и культура - это конгломерат различным образом маркированных: культурно, политически, социально, этически, административно, законодательно, религиозно - институтов и социальных пространств. Проект по превращению России в и установлению религиозно-церковного единства российского общества и Российского государства не только утопичен, но и опасен, поскольку, также как и коммунистический проект, не может осуществляться без насилия.
Сохранить ценности просвещения
Сегодня Россию пытаются превратить в плацдарм для атаки на ценности просвещения и гуманизма, которые развиваются уже четверть тысячелетия. Речь не идет о противостоянии религии и атеизма, речь идет о защите конституционных прав и свобод и для верующих, и для неверующих. Только при условии полного отделения от государства церковь сможет действительно способствовать тем целям, о которых она заявляет - улучшению морального климата в стране, хотя бы среди своих прихожан.
Материалы полосы подготовили Владимир Крылов, Иван Серов и Владимир Сопунов.
Фото из архива редакции. г.Владимир.
Есть мнение
Благочинный Суздальского района, настоятель прихода Михаила Архангела в Суздале священник Виталий Рысев убежден:
- Православная культура обязательно должна
преподаваться в наших школах. Попытки изъять этот предмет из школьной программы - это проявление психологической войны, ведущейся против нашей страны. Антирусские силы Запада изо всех сил стараются развалить Россию,
нанести максимальный ущерб русским,
самому непокорному народу мира.
Психологическая война направлена, прежде всего, против души человека. Неудивительно, что здесь на первый план выходят священнослужители. Они первыми замечают пагубные
последствия разрушения человеческой души.
Люди, не имеющие культуры, не имеющие цели в жизни,
не смогут защитить свою страну, ими легко манипулировать.
В то же время человек, воспитанный
в православных традициях, не поддастся на эти уловки.
Академики, протестующие против изучения в школе основ православной культуры, безусловно, авторитеты в научном мире. Но дело в том, что в русском обществе во главу угла всегда
ставился и ставится духовный, морально-нравственный консервативный авторитет, отвечающий традициям
и мировоззрению нашего народа. Я не сомневаюсь,
что, несмотря ни на что, основы православной культуры
всё же будут преподаваться в наших школах.
есть мнение
Православие как государственная идеология
Бог плохому не научит. И даже если его нет,
его стоило бы выдумать. Потому что
если бы не вера в то, что добро воздается
(хотя бы на том свете), а зло - карается,
у человечества никогда не было бы цивилизации и культуры в том смысле, в котором эти слова
сегодня понимаем мы.
Люди так и остались бы зверями.
Но любое явление для своей реализации подразумевает создание бюрократической структуры. Постулаты веры среди людей реализует церковь, в данном случае - неважно какая: католическая, православная или мусульманская. Поэтому вера и церковь - не совсем одно и то же.
В нашей стране православная церковь всегда была прогосударственной, даже тогда, когда де-юре являлась отделенной от государства. Претензии отдельных митрополитов и патриархов на сомостоятельную роль в духовной жизни общества были в корне пресечены Петром Первым, который создал "министерство по религии" - Синод.
Сегодня РПЦ пытается заполнить опустевшую в России после падения коммунизма нишу идеологического поводыря и духовного наставника масс. Очередной шаг в этом направлении - внедрение в светские школы, пока только в рамках курса "Основы православной культуры".
Хорошо это или плохо?
Тут все зависит от точки зрения. Если Россия (не только элита, но и общество) хочет развиваться по пути либеральных ценностей, провозглашая императив свободы выбора личности, тогда плохо.
Если же даже в XXI веке в нашем обществе возобладает традиционная тяга к "соборности", то пользы от усиления влияния православия на образование подрастающего поколения гораздо больше, чем вреда.
Будем откровенны - несмотря на многолетние гонения коммунистических властей на церковь, а может быть, именно благодаря им, РПЦ является сегодня одной из наиболее авторитетных и вызывающих доверие россиян структур. По рейтингу доверия к себе РПЦ соперничает с Владимиром Путиным, оставляя далеко позади Госдуму, правительство, СМИ, школу и прочие институты общества.
Так что, думается, если спросить у рядового россиянина, не побоится ли он доверить образование своего чада священнику, он почти наверняка ответит "нет".
Народный опрос
Надо ли в школах преподавать духовную культуру?
Иерей батюшка Вячеслав: - Духовная культура сегодня находится в упадке. Ее надо охранять всячески и поднимать, от этого будет зависеть духовное здоровье нации. От духовной культуры напрямую зависит нравственное воспитание человека.
Светлана, сотрудник фабрики музыкальных инструментов: - Дети сегодня очень злые, их надо приобщать к духовности, к духовной культуре. От этого будет зависеть культура нравственная, эстетическая, культура поведения.
Ольга, парикмахер: - Думаю, что преподавать в школах религию - излишне, и в любом случае надо спрашивать разрешения на то у родителей. Навязывать вероисповедание детям не стоит.
Александр Александрович, пенсионер: - Духовную культуру вносить в школы надо. Детей надо приобщать к духовности, к доброте и человеколюбию. Дети от это станут непременно добрее и лучше.
Опрашивал Владимир СОПУНОВ.
Фото Максима ЕФРЕМОВА.
г.Владимир.
Источник публикации:
www.vladimironline.ru